Медиановости

9 августа 2006 13:40

Суд да дело

Июль — эпицентр летнего штиля на рынке региональной прессы.

Люди, а вслед за ними события, уходят в отпуска. Или возвращаются оттуда, но с трудом настраиваются на работу. Впрочем, это если посмотреть глобально. Локально жизнь продолжается, поэтому общая информационная "палитра" остается многоцветной.

Июльские новости, как правило, "крутились" вокруг нескольких тем. Подведение итогов подписки на второе полугодие 2006-го и старт нового подписного периода актуализировали выяснение непростых профессиональных отношений почтовиков и издателей. Затянувшиеся конфликты между местными властями и СМИ получили новый виток в судах и практике общественной работы. Региональная политика некоторых национальных изданий начала меняться или уже приносить результаты. И, наконец, главное — несмотря ни на что (в том числе межсезонье), открывались "свежие" СМИ — самые разные и по всей стране.

Тиражи и миражи

В конце месяца "Почта России" опубликовала данные по итогам подписной кампании на второе полугодие 2006 года. Отмечается, что впервые за восемь лет удалось достичь роста подписных тиражей. По словам первого заместителя генерального директора ФГУП "Почта России" Дениса Чуйко, наметившийся рост связан с тем, что "после объединения предприятие заработало по единым стандартам предоставления услуг, а также — с рекламно-маркетинговыми мероприятиями, направленными на популяризацию института подписки". "Кроме того, — заметил Денис Чуйко, — Внедрение в первом полугодии 2006 года единой системы тарификации на доставку подписных изданий, которая поначалу вызывала немало вопросов, дает свои результаты. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что почта идет по правильному пути развития".

У участников рынка оценка правильности почтового пути иная. Летнее затишье не ослабило затянувшейся "дружбы" издателей и почтовиков. Жалобы владельцев СМИ на нарушение Почтой антимонопольного законодательства звучат из разных регионов. К примеру, в Томске уверены, что "Почта России" действует в интересах крупных федеральных газет, предоставляя им финансовые льготы. "По данным томских издателей, за последние полтора года "Почта России" подняла подписную цену на областные издания почти на 300 процентов, — пишет газета "Томский вестник". — Она ввела единый тариф для всех СМИ и при этом отменила все льготы. Однако в 2006 году владельцы томских газет выяснили, что ряд льгот на территории области "Почта России" все-таки оставила. Их получили только федеральные издания, распространяющиеся в Томске, в частности, газеты "Жизнь", "МК в Томске", "Аргументы и факты" .

В итоге, издатели подсчитали, что цены почтовых услуг за распространение областных газет во втором полугодии 2006-го оказались выше на 40—50%. И — обратились за правдой к властям — местным и федеральным. Письма за подписью четырех директоров и редакторов ведущих областных газет получили томский губернатор, первый вице-премьер российского правительства Дмитрий Медведев, сенатор Людмила Нарусова, а также депутаты Госдумы Анатолий Губкин и Владимир Жидких.

Не устают предъявлять претензии к почтовикам и в Федеральной антимонопольной службе России (ФАС). Причем, как по делам минувшим, таки и по потенциальным. 3 июля на брифинге в рамках Всероссийского совещания руководителей почтамтов гендиректор ФГУП "Почта России" Игорь Сырцов подтвердил готовность предприятия взять на себя обслуживание абонентских почтовых ящиков. На что в ФАС смотрят скептически. 13 июля на заседании круглого стола, посвященного этой теме, Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС заметил, что передача ящиков Почте может привести к монополизации услуг по доставке, а монополизация означает снижение качества этих самых услуг.

В ходе своего выступления Анатолий Голомолзин сообщил, что с 2000 по 2003 годы наблюдался рост объемов подписки, но с 2004-го пошло ежегодное падение на 2—3%. Интересно, что в ФАС причины сокращения подписных объемов объясняют практически тем же, чем Почта объясняет их рост — созданием ФГУП и его тарифной политикой.

Пока в Москве интерпретируют факты, из регионов приходят цифры. В июле они, естественно, были связаны с итогами подписной кампании на второе полугодие. Почтовые филиалы настроены по-боевому. Так, в Татарстане подтвердили статус республики как самой читающей в стране — на 1000 жителей здесь в среднем приходится 515 выписываемых периодических изданий. По данным УФПС Татарстана, на протяжении последних шести лет общий подписной тираж остается прежним, около двух миллионов экземпляров. При этом центральные издания, цены на доставку которых значительно выросли, население выписывает меньше, чем местные, которых ценовые "взлеты", по данным почтовиков, практически не коснулись.

В Мордовии, где товарооборот по подписке во втором полугодии составил более 44 млн. рублей, центральная пресса заняла 30% подписного рынка, республиканская — 41%, остальное пришлось на районные СМИ. А вот в Пермской области, судя по отчетам УФПС, сдала позиции областная периодика — ее доля во втором полугодии составила всего 13,3%. В качестве причин снижения тиражей в УФПС Пермской области называют неудовлетворенность читателей содержанием изданий, небрежное оформление некоторых газет полиграфистами, невыразительную печать, случаи откровенного брака, искажения действительности, задержки выхода изданий, перепечатывание одинаковых материалов разными газетами, задержку в транспортировке, высокие подписные цены, широкое развитие розничной торговли периодикой. Но, тем не менее, о стабилизации подписных тиражей в Пермской области тоже заявляют как о свершившемся факте.

Издатели радужные почтовые настроения официально не опровергают, но СМИ, где бы не говорили о проблемах подписки и распространения, найти непросто. "Подписка на почте резко падает, — сказал Expedition Media Борис Киршин, главный редактор медиагруппы "ЧР-Менеджер" (Челябинск). — Сейчас она держится только за счет того, что была объявлена досрочная по прошлогодним ценам". А Владимир Сунгоркин, главный редактор "Комсомольской правды" в комментариях "Ведомостям" заявил следующее: "В последнюю подписную кампанию тарифы "Почты России" выросли до 400%, и многие газеты, финансируемые из бюджетов разных уровней, пошли на беспрецедентное снижение своих цен, чтобы сохранить подписку. Улучшения подписных услуг не произошло, наоборот, их качество ухудшилось. К примеру, несколько недель назад во втором городе страны — Санкт-Петербурге — около недели газеты вообще не доставлялись подписчикам. Почта практически не работала".

Неоднозначно средствами массовой информации воспринимается и прозвучавшее в конце июня предложение Почты России перейти на годовой цикл подписки. "Конечно, чем больше вариантов, тем лучше, но, я думаю, вряд ли это изменит ситуацию", — констатирует Борис Киршин. Сомнения по этому поводу, кстати, есть и среде самих региональных почтовиков. Идея "головного офиса", конечно, поддерживается, а вот предполагаемые сроки ее реализации — с 2008 года — ставятся под сомнение.

Что касается вышеупомянутой проблемы во "втором городе страны", то она, как выяснили питерские СМИ, стала следствием начала почтовой реформы. В середине июля реформа сделала первые шаги в пяти районах Петербурга и, как сообщила Фонтанка.ру, "остановилась для рекогносцировки местности". Выразилось это в том, что часть горожан-подписчиков не получила ожидаемых газет, а часть просто горожан — заказных писем. "Реформе подвергся график работы почтальонов, — разбирается в причинах корреспондент Фонтанка.ру. — Если до сих пор труженик с толстой сумкой на ремне разносил почту на небольшом участке, и мизерная его зарплата не зависела от объема выполненной работы, то теперь почтальонский (который уже впору называть курьерским) штат Центра доставки работает на сравнительно большом участке. А количество денег, получаемых курьером-почтальоном в конце месяца, напрямую зависит от количества разнесенных писем, газет и квитанций. И, как и следовало ожидать, именно денежный вопрос стал главной причиной сбоя в работе питерских центров доставки. Далеко не все почтальоны поверили в увеличение зарплаты, а потому и увеличение объемов работы многие восприняли в штыки". В итоге, около 30 из них просто уволились. Некоторые позже вернулись, но временного "паралича" в работе Центра доставки избежать не удалось.

Киоски: мало и много

Баталий на рынке распространения, периодически вспыхивающих в отдельно взятых российских регионах, июль не принес. СМИ написали о предгрозовой ситуации в Ульяновске и пока спокойно-неоптимистичной — в Питере.

На прошедшей в Санкт-Петербурге V Всероссийской конференции издателей и распространителей печатных СМИ "Северная Венеция" было заявлено, что в культурной столице России не хватает точек распространения прессы. На один киоск, по подсчетам Ассоциации "Балтийская пресса", приходится около трех тысяч горожан. Показатель — ниже общероссийского, не говоря о зарубежных. И все это — на фоне "яркого и пестрого" рынка питерской периодики, где, по данным Ассоциации выпускается около 100 газет с разовым тиражом почти 10 млн. экз. и 150 журналов с разовым тиражом 7 миллионов.

В источники ульяновской "грозы" пророчили ООО "Инфо-пресс" — фирму, принадлежащую бизнесменам из Мордовии. Именно этот крупный игрок в сфере продаж печатной продукции начал установку своих киосков на родине товарища Ульянова. Чем вызвал панику на местном рынке и вопросы к местным же властям.

Паниковали по двум поводам. Первый — масштабность гостей. "Инфо-Пресс" приходит в город с 47 киосками, автоматически становясь ближайшим соперником ООО "Симбирская печать". Второй — особенность вхождения в рынок — установка новых киосков рядом с киосками конкурентов. Во мнении, кого такой способ быстрее обанкротит, местные аналитики расходятся.

Что до вопросов к ульяновской власти, то они, по сути, сконцентрировались в одном — почему так? Договоры на аренду земли под киоски "Инфо-Пресс" в мэрии оформили неподобающе быстро, а часть киосков оказалась в тех местах, куда "коренных" предпринимателей не пускали по требованиям техники безопасности.

Истцы и ответчики

"Порадовала" июльская география судебных разбирательств. Москва, Калининград, Смоленск, Барнаул, Нерюнгри… Участники рынка продолжают спорить друг с другом и с властями.

Доля "расставленных точек" ничтожно мала. Федеральная антимонопольная служба сообщила, что 13 июля арбитражный суд Якутии вновь признал ГУП "Нерюнгринская городская типография" нарушителем Закона "О конкуренции". Нарушение от 5 сентября 2005 года выразилось в необоснованном отказе типографии от заключения договора на печатание газет "Реклама-Бизнес в Нерюнгри" и "Просто Нюрка". ГУП получило предписание прекратить нарушение, но обратилось в арбитражный суд, который, как теперь выяснилось, доводам типографии не поверил.

"В марте 2006 года милицией незаконно были изъяты и до сих пор не возвращены два тиража газеты "Калининградские НОВЫЕ КОЛЕСА", учредителем которой я являюсь… 6 апреля 2006 года прокуратурой Калининградской области был произведен обыск и изъяты все 9 (девять) компьютеров из редакции газеты и моей общественной приемной депутата. Уже два месяца прокуратура и УБЭП вызывают и допрашивают не только сотрудников редакции и моих помощников, но и совершенно сторонних граждан, чья вина состоит в том, что они были со мной знакомы много лет назад. Таким образом, у людей пытаются получить хоть какие-то компрометирующие меня сведения… Уже длительное время правоохранительные органы оказывают давление на рекламодателей газеты, добиваясь расторжения договоров на размещение в газете рекламы.

С середины апреля от распространителей газеты некие лица требуют прекращения розничной продажи газеты" — это отрывок из письма Президенту РФ Игоря Рудникова, учредителя газеты "Новые колеса" (Калининград). Как писали СМИ, в отношении него и трех сотрудников издания возбуждено 16 уголовных дел, всех журналистов обвиняют в клевете. Истина пока не найдена.

Новый виток в деле противостояния СМИ и местной власти в июле дала Общественная палата при Президенте РФ. Она решила вмешаться в конфликт на Смоленщине. Напомним, что в конце апреля этого года в смоленской типографии ООО "Типография Михайлова" был фактически арестован тираж майского номера журнала "Смоленск", содержащего полемический материал депутата Госдумы Виктора Деренковского с анализом высказываний по экономическому состоянию и перспективам региона смоленского губернатора Виктора Маслова. По словам главного редактора "Смоленска" Владимира Коренева, он успел получить только 100 "сигнальных" экземпляров. Остальные 2900, после того как журнал прочли в администрации, типография так и не выдала.

Владимир Коренев написал заявление в Общественную палату. Палата решила вынести смоленский вопрос на обсуждение двух своих комиссий — по СМИ и контролю за деятельностью правоохранительных органов. За несколько дней до этого заседания стало известно, что смоленская областная прокуратура завершила проверку материалов о пропаже тиража и… пропажи не обнаружила. В итоге, заседание комиссий перенесли на сентябрь.

Главный редактор "Смоленска" заявил, что будет бороться за свою профессиональную честь и сделает все возможное, чтобы таких антиконституционных действий на Смоленщине больше не было. А в Сибири на принцип решили пойти представители государства. Сибирское управление Росохранкультуры направило кассационную жалобу в Верховный суд, потребовав пересмотреть решение Алтайского краевого суда, который 22 июня отказал в удовлетворении иска о закрытии барнаульского информагентства "Банкфакс". Чиновники продолжают настаивать на том, что агентство опубликовало анонимный комментарий, оскорбляющий чувства верующих, а значит — вело экстремистскую деятельность и должно быть закрыто. Главный редактор "Банкфакса" Валерий Савинков назвал это дело "довольно непростым по своей юридической глубине" и затруднился предсказать его исход. "Нельзя сбрасывать со счетов и общеполитический фактор — всю ту истерию, которая раздувалась последние месяцы вокруг проблемы "экстремизма" и выливалась в культивируемое властью системное давление на СМИ", — сказал он в интервью собственному агентству.

Еще не дошли до "юридической глубины", но, судя по комментариям в прессе, начинают "погружение" в Санкт-Петербурге. Здесь говорят о конфликте Смольного и газеты "Деловой Петербург". На сайте петербургской администрации с недавнего времени появилась рубрика "Опровержения, уточнения". Из порядка 20 опровержений 2/3 посвящены "ДП".

"Деловой Петербург" в этой рубрике упоминается наиболее часто не потому, что мы их больше всех не любим. Дело в том, что именно это издание допускает больше всех ошибок и, на мой взгляд, является наиболее непрофессиональным изданием Петербурга" - прокомментировал журналу "Город" позицию властей Андрей Воробьев, первый зампред Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Смольного. "Нашим статьям администрацией Петербурга посвящено так много внимания, потому что мы — единственная ежедневная газета в городе, которая не подчиняется ни околокремлевским структурам, ни олигархам, — парирует Андрей Ершов, главный редактор издания. — Мы не исключаем, что это проявления личной вражды по отношению к нашей газете. Сейчас "ДП" столкнулся с беспрецедентным давлением со стороны государственной власти. И вопрос свободы СМИ в России для нас уже не так однозначен".

Пока в регионах решают проблему "СМИ-власть", в Москве ведут судебную войну по типу "СМИ-СМИ". В июле стало известно, что арбитраж удовлетворил иск о нарушении авторских прав ЗАО ИД "Аргументы и Факты" к ЗАО "СВР-Медиа" (издателю еженедельника "Аргументы i время"). Суд обязал "СВР-Медиа" прекратить использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, принадлежащих истцу. С чем ответчик не согласился и через несколько дней подал встречный иск. Слушание дела начнется в сентября. А пока обе газеты продолжают шагать по стране. В настоящее время в регионах работают 65 редакций "АиФ", а появившиеся в мае этого года "АiВ" уже издаются в более чем 35 городах. Андрей Угланов, главный редактор "АiВ" не скрывает, что вопрос о сходстве газеты с "АиФ" задают в каждом городе, где проходит презентация СМИ. Как не скрывает и того, что одна из целей издания - "восстановление из руин школы бывшего редактора "Аргументов и фактов" Владислава Старкова.

Если партнеров меняют…

Федеральные дома продолжают укреплять свои позиции в регионах. ИД "Московский комсомолец" в июле сообщил, что реализовал первую часть региональной программы продвижения в городах Владимир, Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Тула, Краснодар, Екатеринбург, Самара, Воронеж, Рязань, Волгоград, Омск, Тольятти, Уфа, Челябинск, Краснодар. В результате, с января по июнь 2006-го, по данным "МК", зафиксирован рост регионального тиража газет "МК воскресенье", "МК-мобиль", "Атмосфера", журнала "Охота и рыбалка — XXI век". Вторая часть программы стартует в сентябре и, по мнению издателей, позволит еще поднять тиражи.

В июле продолжился процесс смены региональных партнеров ИД "Аргументы и факты". Как известно, к изданию еженедельника активно подключаются предприятия ИД "Комсомольская правда". Смена партнеров уже произошла в Ульяновске, Калининграде, Благовещенске. "Информированные источники" связали новую политику с приходом в "АиФ" в качестве генерального директора Веры Кирюниной, ранее руководившей региональными проектами "КП". В самом ЗАО "АиФ" происходящее называют соответствием рыночным тенденциям и отмечают, что "издание "АиФ" передается предприятиям, для которых СМИ, являются реальным бизнесом. Как правило, они занимают лидирующие позиции на региональных издательских рынках и имеют наибольший потенциал по улучшению контента газеты, ее потребительских качеств, увеличению тиражей, читательской аудитории и росту рекламных доходов".

Июльский пример смены партнера — Калининград. Здесь новым хозяином регионального выпуска "АиФ" выступило ООО "Королевские ворота", входящее в медиагруппу "Западная пресса". "Аргументы и факты-Калининград" стали 13-м СМИ в составе медиагруппы, объединяющей девять газет (включая "Комсомольскую правду-Калининград", "Ва-Банкъ" , "Калининградскую Антенну") и четыре журнала — "Королевские ворота" , "Калининградские дома", "За рулем-Калининград", "Шопинг-Калининград".

По словам Александра Власова, генерального директора "Западной прессы", переговоры с ИД "АиФ" велись долго. "Но разум победил, и проект отдали качественному издателю", — сказал он. — Калининградская область — единственный регион, где разрыв тиражей "Комсомольской правды" и "Аргументов и фактов" огромный. Они конкурируют не в соотношении один к одному или, к примеру, 40% на 60%, а в соотношении 15% к 75%: тираж "КП" — почти 70 тысяч, "АиФ" — 10 тысяч". В "Западной прессе" обещают улучшить динамику издания, перевести его на цвет, изменить контент. "Мы печатаем, все что "шевелится", "Аргументы и факты" здесь пока еще "шевелятся", а с нами будут еще живее" — уверен Александр Власов.

От детей до пьющих интеллектуалов

О ситуации информационного вакуума в июле объявили власти Ненецкого автономного округа. В этом субъекте федерации после закрытия телерадиокомпании "Нарьян-Мар" осталось всего два СМИ — телерадиокомпания "Заполярье" и газета "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). Как рассказала Ирина Ханзерова, исполняющая обязанности главного редактора "Няръяна вындер", все печатные СМИ, которые раньше появлялись в округе, создавались исключительно на период выборов, под конкретных людей и финансировались определенными компаниями. "Большинство этих газет были бесплатными, занимались "черным" пиаром и, просуществовав пару-тройку лет, закрывались. А сейчас время бесплатных газет закончилось, также как время выборов губернаторов, и получилась такая ситуация", — уточнила она. Кстати, в самой "Няръяна вындер" опасений, связанных с информационным вакуумом не разделяют. В этом году "Красному тундровику" исполнится 77 лет и до сих пор он остается единственным местной газетой, которую читают не только в Нарьян-Маре, но и в поселках округа. Когда-то тираж издания достигал восьми тысяч экземпляров. Сейчас он составляет около 4600, из которых 2000 доставляются подписчикам.

К счастью, новостей о закрытии СМИ в июле было гораздо меньше, чем о запуске новых проектов — как из федерального центра на регионы, так и региональными издателями в отдельно взятых городах.

Образец первого предоставили "Аргументы и факты". Издательский дом объявил о готовящемся появлении в регионах детского приложения. Планируется, что оно будет выходить ежемесячно на четырех полосах в цвете и распространяться вместе с газетой. Сейчас возможность и варианты запуска проекта рассматриваются во всех региональных редакциях "АиФ". От них же, точнее их способности найти местных спонсоров, зависят конкретные сроки воплощения идеи в жизнь.

Образцы второго можно было найти во всех федеральных округах. В Центральном "прозвучала" Кострома с новой газетой "Дети разных народов", учрежденной региональным отделением Ассамблеи народов России. Издатели определили новое СМИ как культурно-просветительское, общественно-политическое, ориентированное на освещение национальных вопросов. Пока оно распространяется бесплатно в Костроме, но не исключен выход на межрегиональный уровень путем сотрудничества с отделениями Ассамблеи в других городах. В финансировании газеты задействованы все возможные источники — от средств учредителей до денег от продажи и рекламных поступлений. Рассматривается возможность участия в грантовых конкурсах, а значит — получения государственных дотаций.

В Северо-Западном округе — в Санкт-Петербурге — тоже открылось периодическое издание "на национальной почве". Газета "Новый взгляд" посвящена мусульманам. Готовится информационным издательством Islamonline, располагающим одноименным информационно-аналитическим интернет-сайтом. Информационным партнером издательства выступает Санкт-Петербургский Исламский Культурный центр. Одной из задач "Нового взгляда" его главный редактор назвал поднятие исламской журналистики на еще более высокий уровень. Зато представители организации "Возрождение Ислама", как пишет AdLife.spb.ru, окрестили газету "печатным органом ваххабитов".

В Петербурге же вышел первый номер газеты "999 экземпляров". Целевую аудиторию ее идеологи определили оригинально — пьющие интеллектуалы. Территорию распространения, соответственно, тоже — места пребывания пьющих интеллектуалов. Газета создана на собственные средства петербургскими и иностранными журналистами. Они пообещали в юмористическом ключе освещать городские и мировые новости, публиковать эссе, рассказы, мнения пользователей Интернета.

Из Сибирского федерального округа пришли политико-спортивные известия. В Читинской области увидели свет более 10 коммунистических газет — печатных органов местных отделений КПРФ. Все они выходят тиражом в 999 экземпляров, который не требует государственной регистрации, печатаются на базе и на средства обкома КПРФ. А в Омске учредителем нового СМИ выступило областное министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта. Журнал "Это спорт" будет выходить два раза в месяц, тираж "пилотного" номера составил одну тысячу экземпляров.

Медийные списки Приволжского и Уральского округов пополнились СМИ для детей и бизнесменов. В Перми презентовали журнал "Би-Би" для читателей 3—10 лет. В Челябинске — газету для деловых людей "Сity-бизнес", приложение делового журнала "Сity-гид". Издатели "Сity-бизнеса" уверены в будущем проекта, хотя предполагают, что еженедельник столкнется с проблемой закрытости челябинского рынка, неготовности бизнесменов предоставлять информацию. Проблема "Би-Би" может быть в другом. Пока издание "существует только за счет энтузиазма небольшой группы сознательных взрослых людей". Вопрос, насколько хватит этого творческого запала и не окажется ли энтузиазм голым. Последнее в нашей стране, как известно, случается с завидным постоянством.

Источник: Exp-edition.ru