Медиановости

15 ноября 2006 12:43

Телелидеры

"Первый канал" вернул себе лидирующие позиции, и в первую очередь это связано с высокими показателями телесериала "Тихий Дон", премьера которого состоялась 7 ноября. Вся мощь "Первого" в области промоушна, где каналу нет равных, была направлена на то, чтобы в этот день зрители в 21.30 начали смотреть именно эту имеющую длинный шлейф печальной истории экранизацию романа Михаила Шолохова. Эффект зрительского ожидания "Тихого Дона" был очень высоким. По доле аудитории и общему количеству телезрителей первая серия заняла второе место среди сериалов последнего времени, уступив только "Мастеру и Маргарите", показанному в декабре прошлого года на "России". По стране "Тихий Дон" 7 ноября смотрел каждый пятый житель (рейтинг 20,2%, у "Мастера" – 24%) и почти половина всех, кто включил в этот вечер телевизор (доля аудитории 45,1%, у "Мастера" – 48%). Показатели ближайшего конкурента "Тихого Дона" сериала "Всегда говори 'всегда'" на канале "Россия" (это уже не первый его показ в эфире) были в этот вечер в три раза ниже, чем у "Тихого Дона".

Независимо от качества и значения всех заметных телеэкранизаций, включая "Мастера" и солженицынскую "В круге первом", у каждой из них, несмотря на высокие показатели в день премьеры, на второй день показа всегда наблюдалось падение интереса части зрителей. Сейчас уже мало кто помнит, что, к примеру, "Мастера и Маргариту", начавших в Москве с доли более 58%, в канун Нового года, 30 декабря, закончили смотреть всего около 30% столичных телезрителей – видимо сочтя более актуальным делом приготовления к празднику.

Начиная со второй серии стали падать и рейтинги "Тихого Дона". Причем падение было гораздо заметнее в Москве, чем в других городах страны: 8 ноября по России доля упала почти на 10 пунктов, до 35,1% (при рейтинге 15,3%), а в Москве – почти на 11 пунктов, до 31,6% (рейтинг 13,5%). К третьей серии число столичных зрителей сократилось еще заметнее: доля 25% и рейтинг около 10%. 9 ноября в Москве часть зрителей уже переключилась на мелодраму "Всегда говори 'всегда'": ее показатели на третий день показа пошли вверх, и в прайм-тайм сериал по сценарию Татьяны Устиновой смотрело практически столько же зрителей, сколько и "Тихий Дон",– 10,2% и доля 26,3%. По стране же у телеэкранов во время "Тихого Дона" оставался достаточно заметный процент зрителей – около трети россиян, но и здесь с ним уже практически вровень шел сериал "Всегда говори 'всегда'". После выходных противостояние этих совершенно разножанровых и разнозначимых телевизионных сериалов сохранилось на прежнем уровне.

Не менее любопытной с точки зрения интереса аудитории оказалась и премьера "Комеди Клаб на "Первом" (собственная версия самого рейтингового и популярного проекта ТНТ продолжает выходить и на этом канале). "Комеди" стартовал в линейке пятничного прайм-тайма, где традиционно выходили юмористические "консервы", от которых "Первый" в течение уже второго сезона постепенно избавляется, пытаясь найти им пристойную, качественную замену и периодически проводя эксперименты с различными развлекательно-юмористическими форматами. Тут были и несколько вариантов шоу с Иваном Ургантом, которые появлялись и исчезали после двух-трех показов, и новое шоу Максима Галкина, в котором с точки зрения драматургии царил хаос. Но, видимо, стойкий интерес массовой аудитории к примитивному типовому юмору истребить достаточно сложно: уж слишком активно в свое время его насаждали оба госканала и очень в этом преуспели.

Теперь вот "Первый" пробует еще одно противоядие – "Комеди Клаб". В минувшую пятницу он стоял напротив прямой трансляции концерта ко Дню милиции на "России" (традиционно в это время на втором канале идут именно юмористические концерты – либо очередное "Кривое зеркало", либо бесчисленные фестивали юмора). Концерт ко Дню милиции на протяжении десятилетий – одно из самых популярных у зрителей телеразвлечений; с советских времен это второй по популярности концерт вслед за "Голубым огоньком" в Новый год. Именно поэтому последние лет пять два госканала, где преобладают зрители старшего возраста, по очереди транслируют его в прямом эфире и несколько раз всерьез конфликтовали из-за того, кто должен его показывать. В этом году праздник для милиционеров в Кремле смотрела почти треть москвичей и остальных россиян (хотя по стране концерт ко Дню милиции в Топ-10 не попал), и это вновь один из самых популярных проектов. "Комеди Клаб" в столице собрал аудиторию вдвое меньше (рейтинг 6,3%), заметно уступив празднику защитников правопорядка, а вот по стране молодежный юмор предпочли гораздо больше зрителей – рейтинг выше 8% и доля около 22%. Для премьеры, которая стояла под таким конкурентом-тяжеловесом, это неплохой результат. Но еще более примечательны итоги этого прямого столкновения в эфире у более активной аудитории – до 55 лет: здесь "Комеди Клаб" обошел концерт к Дню милиции вчистую. Старшее поколение предпочло концерт в стилистике советского времени, а молодежь – более свободные шутки от "Комеди". То, что "Первый" вновь привлек в свой эфир молодого зрителя, для канала факт отрадный. Другой вопрос, насколько стилистика концертов "Комеди", попавших в новую среду и общий контекст "Первого канала", повтор большинства реприз, уже показанных на ТНТ, приживутся на канале, где большая часть зрителей – пожилые люди с консервативными воззрениями, больше привыкшие к юмору Евгения Петросяна.