Медиановости

5 июля 2007 18:11

Сезон информационной апатии

Рейтинговое поголовье зрителей успешно удерживало только развлечение: хорошие цифры собирало и нарядное бравурно-звездное и агрессивное криминально-трешевое. Это был сезон торжества развлекательного переедания и информационной апатии. Основной язык и стиль такого ТВ — страсти, возбуждение эмоций, пробуждение агрессии. Это сезон рождения слогана "Выключи мозги. Включи "2х2" и демонстрации периферийных успехов круглосуточного канала "Вести 24" — другого телевидения для другого зрителя.

Успехи — зрелищные шоу на "Первом", который в это сезоне снискал славу "Первого развлекательного". "Завещание Ленина", "Рожденные в СССР" ("Россия") — ничего более драматического и пронзительного в смысле содержания больше не было ни в художественном, ни в документальном кино. В обеих работах еще и режиссура настоящая — с достоинством. "Дежурный по стране" ("Россия"), "Сто вопросов взрослому", "Народ хочет знать" ("ТВ-Центр"), "Школа злословия" (НТВ), "Закрытый показ" ("Первый"), "Тем временем" ("Культура"), "Неделя" (РЕН ТВ), "Истории в деталях", "Кадетство" (СТС), "Кандидат" (ТНТ), "Один день с Кириллом Набутовым", репортажи Андрея Лошака и фильмы Алексея Поборцева (НТВ) — телепрограммы, где людей — героев, приглашенных и зрителей — еще числят людьми, а не статистами, хлопальщиками, быдловатыми хохочущими уродами, массовкой или материалом для очередной сенсации.

Тенденция сезона — окончательно оформилось модное треш-направление (флагман — "Программа максимум"). Конечно, такое телевидение, показывая отвратительное и страшное вообще и безысходность существования маленького и бесправного человека в частности, освобождает обывателя от ужаса реальной жизни, по пути иногда помогает несчастным и даже противостоит пошлой, аполитичной глянцевой "гламурности". Но его эмоциональная антигуманность по-прежнему сильнее, чем позитивный посыл "Главного героя" — проекта знакового, но очень неровного.

Безобразия сезона: политпросвет в том, что называется новостями государственных каналов, серия пропагандистских кампаний (антигрузинская, "несогласные", "проблема памятников" и пр.) и буйный успех криминально-трешевых форматов. "Вклад в телевидение" всяческих "ЧП" — то есть смакование смерти, криминальных подробностей и человеческой деградации — даже поощрили государственной наградой. Теперь выходит, что именно такая "плодотворная работа" считается заслугой перед Родиной.

Цинизм многих телевизионных работников стал, по-моему, угрожающим. "Хороший тон" теперь, что называется, "за кадром" брезговать своим телевидением, понимающе ухмыляться, сетовать, говорить о вынужденных обстоятельствах, разводить руками, а публично — объяснять сервильность, заказуху, китч и аморальность требованиями клиента — обывателя или власти. "ТВ — это всего лишь сервис" или "ТВ — это всего лишь бизнес". Эта тенденция уходящего сезона называется распадом сознания. ВН