Медиановости

5 марта 2008 12:49

Владелец компании "WebMaster.Spb" провел мастер-класс для сетевых журналистов

Семинар под названием "Не заблудитесь в Сети" открылся 4 марта в здании Санкт-Петербургского научного центра РАН. Организатором мероприятия выступил "Журналистский центр международного сотрудничества" при финансовой поддержке генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге.

Как сказала на открытии семинара директор Журналистского центра международного сотрудничества Инна Соснова, тема сетевой журналистики является сейчас одной из самых актуальных и востребуемых. В интернете активно существуют сотни и тысячи самых разнообразных изданий, которые предлагают потребителям столь же разнообразные по количеству и качеству информационные продукты. И, по мнению организаторов семинара, многие журналисты, работающие в интернет-изданиях, могут "в этой сети просто заблудиться" — то есть потерять какие-то важные составляющие своей профессии — честность, дотошность, уважение к собеседникам и коллегам и т. д.

Чтобы обсудить все эти проблемы и дать возможность приобрести новые профессиональные навыки, на семинар были приглашены молодые журналисты из многих печатных и сетевых изданий Санкт-Петербурга — из Балтийского информационного агентства, ИА "Росбалт", "АиФ Петербург", ИД "Невская заря" (Всеволожск), Metro и др.

В первый день семинара участникам предложили за круглым столом обсудить конкретные и злободневные вопросы — Как оперативно искать информацию в Сети? Можно ли доверять информации, полученной из интернета? По мнению большинства журналистов, любая информация, полученная из Сети, нуждается в определенной проверке и перепроверке. Такая практика сложилась и потому, что многие информационные агентства грешат недобросовестностью и помещают на своих новостных лентах непроверенные сообщения или информацию с грубыми ошибками и опечатками. В связи с этим была упомянута и печально знаменитая история о журналисте, который по ошибке вставил в новостную ленту совершенно иную и явно неприличную фамилию нового премьер-министра России.

Тем не менее именно на ленты новостей большинство журналистов привыкли ориентироваться в первую очередь. Но, как заметили некоторые участники семинара, в последнее время необходимую информацию можно найти и в сетях социальной направленности — в частности, в многочисленных блогах и "живых журналах".

С отдельным сообщением на семинаре выступил Брэдли Горски — американский журналист, участник программы Flagship (Американские Советы по международному образованию). Он рассказал и наглядно продемонстрировал, каким образом американские и английские пользователи интернета могут находить необходимую информацию.

Среди новостных сайтов Брэдли отдал предпочтение порталу одного из самых известных международных информационных агентств Reuters. Этот ресурс отличается не только высоким качеством медиапродукции, но и обилием ссылок на интересующие пользователей статьи, фото- и видеоматериалы.

Брэдли Горски подчеркнул, что, по его наблюдениям, русские интернет-ресурсы, в особенности сайты крупных бизнес-корпораций, отличаются некоторой закрытостью. В США же, напротив, именно прозрачность информации является необходимым критерием доверия потребителей. В качестве примера был приведен сайт компании MacDonald’s, где содержится подробная статистическая информация об ее внутренних и внешних экономических составляющих.

Основным гостем и докладчиком первого дня семинара стал Андрей Рябых — эксперт в области инвестиций в интернет, владелец компании WebMaster.Spb, агентства поисковой оптимизации SeoExperts, продюсер онлайн-газеты Gazeta.spb.ru, известный под самоназванием "интернет-буржуй". Андрей рассказал о собственных проектах в интернете и поделился своими выводами о состоянии интернета в России, и в Петербурге в частности. По его мнению, Россия значительно отстает в своем сетевом развитии от США — примерно, на 7–8 лет. Но в этом отставании есть и свои преимущества — например, можно увидеть в американской модели те тенденции, которые через некоторое время появятся и на российском рынке.

Анализируя состояние отечественных интернет-ресурсов, Андрей Рябых подчеркнул, что один из основных критериев оценки успешности — количество посетителей. Участникам семинара был предложен рейтинг посещаемости ведущих отечественных информационных и новостных сайтов. Судя по цифрам за февраль 2008 года, безоговорочным лидером здесь стал сайт www.rbc.ru — 19 596 620 посещений, второе место занял портал www.lenta.ru — 8 786 451, а третья позиция досталась www.kp.ru — 7 975 445. В Петербурге самым посещаемым сайтом в феврале стал www.fontanka.ru — 900 759 посещений. По мнению Андрея Рябых, в нашем городе еще достаточно много свободных сегментов в интернет-ресурсах, и в ближайшем будущем можно ожидать активности инвесторов в этом направлении.

Интернет-буржуй поделился и своими наблюдениями о том, каким образом тому или иному сайту можно добиться успеха у потребителя. Например, он подчеркнул, что тексты, помещаемые на интернет-страницах, не должны быть длинными, широкими и не должны подаваться крупными абзацами. Само содержание должно быть выражено в легкой эмоциональной манере — такой, "чтобы она вызывала у читателя определенную реакцию". Такова, считает Андрей Рябых, новая стилистика сетевой журналистики. А старая "классическая" манера с ее длинными, сухими и "правильными" текстами свое уже постепенно отживает. Массового читателя уже не привлекают тексты как таковые — ему необходимо давать тщательно дозированную информацию, да еще качественно проиллюстрированную фото- и видеоматериалами. А без соблюдения этих требований в современной сетевой журналистике успеха достичь почти невозможно.

Семинар "Не заблудитесь в Сети" продолжится 5 марта. В заключительный день перед участниками выступят руководители ведущих городских интернет-проектов.