Медиановости

29 января 2009 18:08

Кризисная тематика в СМИ болеет отсутствием конкретики

Влияние экономического кризиса на Россию - главная тема социальной журналистики сегодня. О том, как эта тема освещается в СМИ и как должна освещаться, зашла речь на семинаре "Журналисты - социальная тема: новые вызовы", организованном Институтом региональной прессы при поддержке Центра журналистики cеверных стран. В нем приняло участие около 20 журналистов из разных СМИ Северо-Запада, а вела мероприятие заместитель директора Центра развития демократии и прав человека (Москва) Анна Севортьян.

Главной особенностью подачи информации о кризисе Анна Рустемовна назвала ее "бытовой" характер: практически нет ничего конкретного, объективного по данной тематике.

- Очень формальный подход, к большому сожалению, - отметила Севортьян. - Я пытаюсь понять, как мне действовать в условиях кризиса, пытаюсь упереться на информацию, которую получаю из изданий, и у меня, к сожалению, опереться не получается. В подтверждение она привела несколько заголовков статей в российских газетах: "Россияне "на баррикады" не полезут" ("Московский комсомолец"), "Изобретаем велосипед" ("Российская газета"), "Кто выживет - будет вспоминать кризис с солидарностью" ("Коммерсант").

Детальному анализу участники семинара подвергли статью из рубрики "Тема недели" в "Российской газете" от 22 января 2009 года "Кризис заставил мир сократить траты". В материале приведены девять высказываний политиков и общественных деятелей о том, что изменилось в их жизни в связи с кризисом. Так, например, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев рассказывает в статье, что стал меньше ездить на охоту и пить красное вино, Владимир Чуров сообщил, что ему хватает денег на DVD-фильмы и на содержание маленькой собачки, Олег Митволь отказывается от покупки новых машин. Общее мнение журналистов: подача такой информации в "Российской газете" недопустима, поскольку уровень издания не сочетается с иронией комментаторов. Однако журналисты из Петрозаводска поддержали коллег из "Российской газеты", так как, по их мнению, необходимо разбавлять негатив в СМИ иронией.

Окончательно убедившись, что кризисная тематика болеет отсутствием конкретики, журналисты решили обозначить возможные темы статей про кризис: меры поддержки незащищенных слоев населения, увольнения в связи с кризисом, выселение из ипотечных квартир, вопрос окупаемости СМИ, что делать с гастарбайтерами.

Также коллеги обменялись опытом в освещении кризиса. Некоторые участники семинара придерживаются такого мнения: мы пишем обо всем, что связано с кризисом, о чем нам стало известно. Есть иная позиция: сбалансированность негатива и позитива с преобладанием последнего. А в прессе Великого Новгорода тема кризиса вообще не затрагивается - пока он там не ощущается, поскольку в город идут вливания из федерального бюджета в юбилейный для Новгорода 2009 год. В Петрозаводске, где пресса не окупается, редакции организуют раз в месяц бизнес-клубы, публикуя расшифровки его заседаний. Таким образом пресса привлекает к финансированию изданий рекламодателей и инвесторов.