Медиановости

14 мая 2009 17:36

Для кого проводит конкурсы Комитет по печати

Комитет по печати и взаимодействию со СМИ в рамках реализации политики администрации Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации проводит различные конкурсы по выделению субсидий и грантов. Правда, получают их избранные.

К примеру, в этом году, согласно данным, опубликованным на официальном портале городской администрации в разделе Комитета по печати, было проведено четыре конкурса по выделению субсидий.

В двух из них среди победителей оказался информационно-издательский центр правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр". Он получил около 60 млн рублей на выпуск и распространение "Петербургской фотохроники" и "Петербургского дневника", а также на публикацию официальных материалов правительства Петербурга в том же "Петербургском дневнике" и в "Информационном бюллетени".  

В двух конкурсах победили и "Санкт-Петербургские ведомости" (согласно документам, размещенным на сайте издания, на 31 марта 2009 года 25% в уставном капитале ОАО "Издательский дом "С.-Петербургские ведомости" имеет администрация Петербурга, 35% – банк "Россия", одним из его совладельцев является Юрий Ковальчук, который контролирует Национальную медиагруппу. Также совладельцем издания, по информации СМИ, является Олег Руднов). Газета получила около 12 млн рублей на опубликование официальных материалов в СМИ, а также на проведение мероприятий по увеличению подписного тиража общественно-политических газет для распространения среди льготных категорий граждан, работников бюджетной сферы и граждан, получающих социальную поддержку.

Еще одним изданием, среди учредителей которого числится городская администрация и которое получило субсидии в этом году, стало "Утро Петербурга". Газета получила 3 млн рублей на публикацию официальных материалов.

Несколько большая сумма – 3 млн 604 тыс. 100 рублей – досталась радио "Петербург" (ОАО "Телерадиокомпания "Петербург", входящее в Национальную медиагруппу) на производство и трансляцию социально значимых радиопрограмм.

Полтора миллиона рублей – на публикацию официальных материалов – получило "Невское время" (входит в Балтийскую медиагруппу, контролируемую Олегом Рудновым, который также является председателем совета директоров "Комсомольской правды" и совладельцем "Пятого канала").

1 млн 630 тыс. рублей, на производство и трансляцию социально значимых радиопрограмм, досталось компании – создателю "Дорожного радио" ООО "Центр новых технологий", президентом которого является директор ФГУП "Санкт-Петербургский региональный центр "ИТАР-ТАСС", председатель Ассоциации средств массовой информации Северо-Запада Борис Петров.

Чуть меньше – 1 599 725 рублей – получил ИД "Курьер-медиа" (выпускает газеты "Санкт-Петербургский курьер" и "Петровский курьер") – на проведение мероприятий по увеличению подписного тиража общественно-политических газет для распространения среди льготных категорий граждан, работников бюджетной сферы и граждан, получающих социальную поддержку.

Более скромные суммы, на производство и трансляцию социально значимых радиопрограмм, достались радиостанции "Зенит" (принадлежащей одноименному футбольному клубу) – 620 тыс. рублей и ОАО "ГАТР" – 490 тыс. рублей – на трансляцию программы "Движение с уважением" в эфире той же радиостанции "Зенит".

Эти же организации оказались и в числе победителей конкурса грантов Санкт-Петербурга в сфере СМИ. Так, наибольшее число грантов – четыре – получил ИД "Санкт-Петербургские ведомости". По три гранта досталось ОАО "ТРК "Петербург" (Пятый канал и радио "Петербург"), издательскому дому "Курьер-медиа" ("Санкт-Петербургский курьер", "Петровский курьер") и ЗАО "Комсомольская правда в Санкт-Петербурге" (газеты "Советский спорт в Санкт-Петербурге" и "Комсомольская правда в Санкт-Петербурге").  

Среди победителей также – радиостанция "Дорожное радио" и "Петербургский дневник".

Таким образом, в победители конкурсов Комитета по печати для СМИ чаще всего попадают одни и те же средства массовой информации.

Вполне вероятно, что все это лишь совпадения, и никаких избранных нет. Однако если посмотреть на условия участия в некоторых конкурсах Комитета по печати, складывается впечатление, что их пишут под конкретные СМИ. Возьмем, например, конкурс на предоставление субсидий на проведение мероприятий по увеличению подписного тиража общественно-политических газет для распространения среди льготных категорий граждан, работников бюджетной сферы и граждан, получающих социальную поддержку. Согласно его условиям, в нем могли участвовать газеты формата А2, выходящие пять раз в неделю, с выпуском в понедельник и тиражом не менее 35 тыс. экземпляров, имеющие статус официального издания и право опубликования законов Санкт-Петербурга, и полноцветные газеты формата АЗ, выходящие раз в неделю по четвергам тиражом не менее 20 тыс. экземпляров. Такие жесткие условия оставляют за бортом многие городские печатные СМИ. Однако как они могут повлиять на выполнение целей конкурса?

Разобраться в ситуации с бюджетной поддержкой СМИ весьма непросто. Чтобы как-то прояснить ее, Лениздат.Ру попросил прокомментировать итоги конкурса "на проведение мероприятий по увеличению подписного тиража" председателя Комитета по печати Юрия Зинчука. Мы задали Юрию Юрьевичу следующие три вопроса:

1. Какие газеты, кроме победителей, участвовали в конкурсе?

2. Почему в конкурсе были обозначены довольно жесткие условия, которые оставляли за бортом многие городские печатные СМИ? (Напомним, что номинироваться на конкурс могли газеты формата А2, выходящие пять раз в неделю, с выпуском в понедельник и тиражом не менее 35 тыс. экземпляров, имеющие статус официального издания и право опубликования законов Санкт-Петербурга, и полноцветные газеты формата АЗ, выходящие раз в неделю по четвергам тиражом не менее 20 тыс. экземпляров.)

3. Какие программы по информационной поддержке вышеназванных слоев населения предложили победители конкурса?

Ответ получили следующий:

"Прежде всего хочу обратить внимание на одну особенность в системе распределения бюджетных средств по линии  Комитета по печати. Она заключается в том, что полностью исключены варианты адресного финансирования каких-либо проектов. На профессиональном сленге так называемые целевки забыты в комитете уже на протяжении последних пяти лет. Финансирование по линии комитета производится только на конкурсной основе. Либо горзаказ, либо субсидии, распределение которых происходит на основании решения конкурсной комиссии или экспертного совета. Это позволяет сделать систему более прозрачной, четкой и ясной. Видно, кому и на что выделяются средства.

Не буду утверждать, что наш комитет уникальный в этом смысле, но ради интереса можно зайти на сайты таких же профильных комитетов в некоторых других регионах, посмотреть, как там выстроена система финансирования поддержки СМИ.

Скажу сразу – не всегда конкурсная основа является единственной формой распределения бюджетных средств. Что же касается увеличения подписного тиража для льготной категории граждан, то мы не делали никаких исключений. Более того, перед проведением конкурса по увеличению подписного тиража мы запросили ветеранские организации, провели анализ в районах города, чтобы определить, издания с какими параметрами наиболее полно будут соответствовать требованиям "газета для социально незащищенных слоев населения". На основании этих данных и было разработано достаточно жесткое техническое задание для участия в конкурсе. Безусловно, это не должна быть бульварная "желтая пресса". Обязательно брендовое издание, которое уже зарекомендовало себя на рынке. С большим тиражом и с четко налаженной системой распространения. И главное, по своей концепции эти издания должны выполнять самую важную функцию – предоставление возможности читателям получать максимально полную информацию о жизни города. То есть нишевые, узкопрофильные, отраслевые издания не рассматривались в принципе. Исходя из этих положений и составлялось очень жесткое техническое задание для участия в конкурсе. В том, что победили именно эти газеты, ничего удивительного нет. В городе не так уж много газет, которые соответствуют этим параметрам. Насколько мне известно, в конкурсе участвовало еще несколько газет.

Например, "Комсомольская правда". Но члены совета сделали выбор в пользу именно петербургских изданий. И тех изданий, которые уже без государственной поддержки с начала года организовали увеличение подписного тиража среди льготных категорий читателей. Причем упрекнуть эти газеты в какой-либо лояльности к Смольному очень трудно. Кто считает иначе, пусть посмотрит номера газеты за последние два–три месяца  тех же "Санкт-Петербургских ведомостей". На страницах этой  газеты очень часто можно увидеть достаточно острую, но объективную критику в адрес некоторых действий властей.

Еще раз подчеркну: да, условия конкурса были жесткие и строгие. Но иначе и быть не должно, когда речь идет о получении бюджетных средств. И только открытый конкурс с ясными и понятными требованиями поможет избежать появления среди победителей случайных соискателей. И в дальнейшем комитет будет придерживаться этой политики проведения открытых конкурсов неукоснительно".