Медиановости
/ Бизнес, Версии, Интернет, Медиасреда, Петербург, Пресса, ТВ

30 марта 2017 17:44

Живая мертвая БМГ

 
Закрывший почти все СМИ «Балтийской медиа-группы» Арам Габрелянов может вскоре и сам покинуть медиапространство Петербурга. Life78 теперь, вероятно, перейдет под управление менеджмента Пятого канала. Впрочем, и другие СМИ БМГ не перестали существовать окончательно: лицензии действующие, юрлица активны, некоторые сайты обновляются, посещаемость тянется шлейфом с «лучших времен». Можно было бы говорить об этих СМИ как о стратегическом ресурсе или товаре, на который найдется покупатель, но эксперты считают, что в Петербурге это никому не нужно.
 
Арам Габрелянов, по информации СМИ, покинет пост гендиректора Life78. Как сообщают знакомые с ситуацией источники, телеканал будет управляться менеджментом Пятого канала, который входит в структуру «Национальной медиа группы» (Первый канал, РЕН ТВ, «Известия», «Спорт-экспресс», «Metro-Петербург», «Life Звук»). Телеканал всегда имел к НМГ непосредственное отношение: Габрелянов занимает в холдинге пост заместителя гендиректора. Подробностей или официального подтверждения информации об отстранении медиаменеджера от управления Life78 получить до сих пор не удается: в холдинге отказываются это комментировать, а на телефон Арама Габрелянова отвечает сотрудница News Media, которая сообщает, что он вернется из командировки только на следующей неделе.
 
Большие надежды Арама Габрелянова на создание «первого новостного телеканала города» не оправдались: в январе 2017 года канал перешел на федеральное вещание, региональный контент сейчас присутствует только короткими врезками в эфир.
 
Бывший главред и генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург», а ныне депутат Госдумы Сергей Боярский вспомнил в разговоре с Лениздат.Ру, что изначально не очень верил в планы создать в Петербурге новостной канал. «Несмотря на то, что Life78 здорово стартанули и имели огромный технический потенциал выхода в прямые эфиры, Петербург — не столица, и переливать из пустого в порожнее одни и те же новости целый день не так интересно, — заметил он. — О самоокупаемости не могло идти и речи, а доля телесмотрения даже не приблизилась к показателям телеканала «100 ТВ».
 
Тем не менее Life78 все еще работает. А вот прочие активы, перешедшие к Габрелянову в 2015 году: две радиостанции («Балтика» и «Нева FM»), информагентство «БалтИнфо» и три газеты («Невское время», «Смена» и «Вечерний Петербург»), — прекратили работу одно за другим. Тем не менее они сохранили частоты и домены, вяло обновляют сайты, получают новые лицензии. Все они известны и горожанам, и новостным агрегаторам. Несмотря на последовательное закрытие СМИ, которое началось после передачи БМГ под управление московского медиаменеджера Арама Габрелянова в 2015 году, каждое издание готово отряхнуть пыль и снова работать — было бы желание у владельцев или нашелся бы инвестор.
 
Вялое шевеление
 
Газеты БМГ закрылись еще в 2015 году, но 31 января 2017 года «Невское время» внезапно получило в Роскомнадзоре лицензию электронного СМИ (раньше издание имело только газетную лицензию). Сайт «Невского времени» пока не обновляется. С момента закрытия газеты было внесено лишь несколько изменений: в феврале 2016 года с сайта удалили прощальный текст редакции «Не дождетесь!» и блоки авторских колонок и новостей.
 
Активнее всего признаки жизни подает «Вечерний Петербург». На ленте регулярно публикуются свежие новости. Это легко проследить по архиву публикаций. Посещаемость сайта, по данным сервиса LiveInternet, остается в районе 1,5 тысячи человек в день. Для сравнения: сайт созданного при поддержке спикера ЗакСа Вячеслава Макарова «Вечернего Санкт-Петербурга» посещают около 600 человек в день.
 
Гораздо реже, но обновляется и лента на сайте «Смены». Здесь новости публикуются без дат. Оба издания имеют на данный момент действующие газетные лицензии. Кстати, согласно ст. 15 закона «О СМИ», Роскомнадзор может через суд признать недействительной лицензию издания, не выходившего в свет более года. Последние выпуски газет БМГ вышли в октябре 2015 года.
 
Через год после закрытия этих изданий в них сменилось руководство. Председатель совета директоров Пятого канала (ранее — генеральный директор) и советник гендиректора НМГ Аркадий Соловьев еще в мае 2015 года стал генеральным директором ООО «Волна» - управляющей компании БМГ. Но через год, 11 июля 2016-го, он занял пост гендиректора ООО «Балтика», ООО «Издательского дома «Вечерний Петербург», ООО «Связь ФМ», ООО «Смена», ООО «Софора» (второе юрлицо «Смены»). Еще через три месяца аналогичную должность он занял и в ООО «Редакция газеты Невское время».
 
В конце 2016 года Аркадий Соловьев говорил Лениздат.Ру, что газеты холдинга, возможно, снова заработают как интернет-СМИ. То ли возрождение и планировалось в очень отдаленном будущем, то ли с нарастанием проблем (в середине 2016 года СМИ со ссылкой на источники на медиарынке писали о крайне низкой эффективности и прибыли Life78, а в конце декабря телеканал объявил переход на трансляцию федерального эфира) руководству снова стало не до газет, но эти планы до сих пор не реализованы. Впрочем, появление лицензии интернет-СМИ у «Невского времени» может означать его скорое возвращение на медиарынок Петербурга.
 
Уже два года ничего не меняется на сайте «БалтИнфо». Даже погода на главной странице застыла на отметке +12, видимо, такой была температура воздуха в августе 2015 года, когда закрылось информагентство. Впрочем, «БалтИнфо» до сих пор сохраняет посещаемость в 1000—1500 человек ежедневно за счет старых материалов. Лицензия СМИ, по данным сайта Роскомнадзора, — действующая. Доменное имя оплачено до 2018 года. По данным ЕГРЮЛ, в 2016 году у закрытого информагентства появился новый гендиректор — Денис Борисов.
 
Молчат в готовности
 
Похоже дела обстоят и с «Невой FM», которая с сентября 2015 года перешла на трансляцию музыки и повторов. При этом она могла бы возобновить эфир как на частоте 95.9 FM, так и в интернете. Ну, а радио «Балтика» с декабря 2016-го ретранслирует новости Life78, заполняя частоту, сайт регулярно пополняется новостями. Обе радиостанции обладают такими ресурсами, как fm-частота, и действующими лицензиями на вещание.
 
Для того, чтобы в какой-то момент (к примеру, перед президентскими выборами) возобновить публикацию контента на этих СМИ, кажется, подготовлен неплохой трамплин. Другой вопрос, понадобится ли он кому-нибудь.
 
Как считает Сергей Боярский, радиостанцию, которая требует гораздо меньших вложений, чем телевидение, поднять с этих позиций можно. «Свято место пусто не бывает, частотный ресурс ограничен, я думаю, на частотах что-то со временем появится, — уверен он. — Наверное, при должном успехе и правильном программировании радиостанция может выйти на самоокупаемость».
 
Хотя глава Агентства журналистских расследований Андрей Константинов заметил в разговоре с Лениздат.Ру, что для бизнеса и это перестало быть интересным. «Несколько лет назад бизнесмены сделали вывод, что коммерческого интереса информационные радиостанции не представляют, — рассказал он Лениздат.Ру. — Еще лет пять назад люди интересовались, сколько стоит частота, были какие-то идеи. А теперь только руками машут — нет, не надо нам этого».
 
Проклятые медиа Петербурга
 
Причины такой апатии, по мнению экспертов, в том числе и в общем развитии рынка городских СМИ. «У нас в стране действительно возможно все, но есть в Петербурге направления, которые как будто прокляты, — рассказал Лениздат.Ру Андрей Константинов. — Одно из них — СМИ, так случилось, что у нас эта сфера очень по-уродски росла и развивалось».
 
Как заметил Андрей Константинов, Петербург по развитию СМИ находится далеко не на втором месте по стране: к примеру, в Екатеринбурге или Омске вещают по четыре городских канала. «У нас есть «Санкт-Петербург», но он кабельный, не будем даже трогать контент, — перечислил Константинов. —  Был канал «100 ТВ», его дальнейшие приключения мы знаем. Такая ситуация, как в Петербурге, наверное, только в Африке бывает или в городах, где электричества нет вообще».
 
Бывший главред телеканала «Санкт-Петербург» Сергей Боярский считает, что полумертвые активы БМГ безусловно представляют интерес для инвесторов, но тоже подчеркивает печальную уникальность Петербурга. «Количество СМИ в последние годы у нас сократилось как нигде, это связано с нежеланием элит вступать во владение, — рассказал он Лениздат.Ру. — Как вы видите, и от «Делового Петербурга» отказался Левченко. Это очень специфическая ситуация, которую нельзя назвать привычной».
 
На руинах разбомбленного детдома
 
Вместе с экономическим кризисом и без того скудная петербургская журналистика стала в очередной раз сжиматься, заметил Андрей Константинов. «Нужны инвесторы, которые готовы вкладываться в медиа. Встает вопрос — а зачем? — рассказал он. — Либо для политического влияния, чего сейчас все бизнесмены боятся: «Только, ради бога, не думайте, что мы хотим поиграть в политику, нам вообще это не надо». Либо это бизнес, который приносит деньги. Но на руинах разбомбленного детдома БМГ денег заработать в обозримой перспективе невозможно».
 
Не согласен с такой оценкой Сергей Боярский. На его взгляд, и сегодня престижно иметь доступ к четвертой власти и владеть солидным медиахолдингом, каковым все еще теоретически могут стать остатки БМГ. «Если бы какой-то условный бизнес позволял мне заниматься медиа, я бы, наверное, это делал, — заметил он. — Это по-человечески мне интересно. Но все упирается в монетизацию: видимо, ресурсов на рынке недостаточно, чтобы достигать минимальных политических дивидендов для акционеров, на которые они рассчитывают».
 
«Это зверский тяжелый труд с непонятным результатом, — куда более резко отзывается о положении СМИ на рынке Андрей Константинов. — Где вы найдете такого мазохиста? В истории с питерскими СМИ ни славы, ни денег, куча геморроя, еще тебе и звонить постоянно будут с наездами — что твой дурак-журналист тут наговорил».
 
Сделать что-то с поставленными «на паузу» СМИ БМГ сегодня, по мнению Андрея Константинова, можно только имея под рукой этакую «пещеру Алладина с сокровищами». «Нанять журналистов, придумать концепцию, подготовить яркие материалы, заставить весь город говорить, там, глядишь, подтянутся рекламодатели, — фантазирует он. — Но на это нужно очень много времени и все это время нужно тратить деньги. Я боюсь, таких идиотов в большом бизнесе Петербурга и окрестностей нет».