На прошлой неделе ФАС России признал ряд нарушений закона «О конкуренции» со стороны петербургского комитета по печати при проведении торгов на размещение рекламных конструкций. Возмущение местных операторов рынка реализовалось в виде 27-ми жалоб, которые рассматривало федеральное ведомство. Впрочем, комитет фактически отказался исполнять предписание ФАС и провел конкурс в заявленные ранее сроки (несмотря на то, что ФАС обязывал комитет перенести их). Одним из заявителей по делу комитета по печати была группа компаний «Стоик». Лениздат.Ру поговорила с председателем совета директоров этой ГК Татьяной Сергевниной, чтобы узнать позицию части операторов рынка по поводу ситуации с торгами.
– 3-го августа в Петербурге все-таки прошла процедура вскрытия конвертов в рамках конкурса по размещению наружной рекламы. Вы – одни из тех, кто оспаривал условия конкурса. Приняли ли вы в итоге в нем участие?
– Нет. Комитет по печати запустил эту процедуру вопреки предписанию ФАС России устранить замечания и продлить срок подачи заявок. Хотя при исправлении конкурсной документации, согласно замечаниям ФАС, торги могли бы пройти законно – в сентябре или октябре этого года. Для торгов, которых Петербург ждет с 2013 года, это не принципиальное изменение по времени. В таком большом деле, как торги на десять лет, надо помнить пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».
– Почему, на ваш взгляд, комитет по печати пошел на противостояние с ФАС России?
– Этим же вопросом задаются и уважающие закон представители власти, руководители рекламных компаний, общественность. Комитет по печати решил проявить поспешность, которая, на мой взгляд, подвергает участников торгов риску: заключенные с комитетом договоры могут быть расторгнуты по решению суда, в том числе и антимонопольного.
На торгах по наружной рекламе комитет по печати пытается продать, условно говоря, «контрабандный товар». Видимо, организаторы и сами это понимают, устанавливая ограничения по максимальной цене и, следовательно, сознательно не добирая деньги в бюджет города. Быстренько заключив договора с победителями конкурса, комитет перекладывает всю ответственность на рекламщиков. Это им потом придется судиться, считать убытки, оспаривать проведение торгов. А где в это время будет руководство комитета? Тут «либо падишах помрет, либо ишак», либо здоровье подведет.
– Почему, понимая все это, рекламные организации участвуют в торгах?
– У каждого свои интересы. Кто-то подготовил такой конкурс «под себя», думая, что всех – и власть, и конкурентов – заставит «плясать под свою дудку». Кто-то не хочет потерять шанс работать на втором по объему рынке Росси. Есть компании, которые не стали участвовать из-за нестабильности организатора торгов. Один из участников торгов сказал мне: «Мы думали до последнего и подготовили заявки накануне в 3 часа ночи. Решили, что лучше быть в игре».
– Смольный как-то объяснял участникам рынка поспешность в проведении торгов, которые, исходя из решений ФАС, можно считать нарушающими закон?
– Оказывается, в адрес губернатора Георгия Полтавченко постоянно приходят обращения от всевозможных организаций с просьбами навести порядок в петербургской рекламе и в курирующем ее комитете по печати. Например, есть требование ГУ МВД по Петербургу демонтировать большое количество щитов вошедших в Схему размещения рекламных конструкций и выставленных на торги.
А с демонтажами ситуация у комитета, мягко говоря, критическая и даже, вероятно, уголовно наказуемая. ФАС однозначно говорит, что выставляя на торги место с уже установленной и не демонтированной на момент проведения торгов конструкцией, организатор торгов «создает условия заведомой невозможности исполнения договоров, заключенных на торгах».
Губернатор приказал демонтировать рекламные конструкции еще в 2016 году. Подведомственному Комитету по печати ГУП ГЦРР (Городской центр размещения рекламы – прим. ред), чтобы проводить демонтажи, специально увеличили процент поступлений средств от арендной платы за рекламные места. На то, чтобы к торгам убрать рекламные конструкции, выделялись деньги и из бюджета.
И что мы видим? К моменту проведения торгов как стояли, так и стоят не вошедшие в Схему размещения конструкций, например, трехгранные тумбы, принадлежащие компаниям «Русс Аутдор» и «Постер». Нарушающие ГОСТ рекламные конструкции, которые нависают над проезжей частью, тоже стоят. Их и требует убрать МВД.
– Комитет по печати озвучивал, что в Петербурге за 2016 год было выявлено около 14 тысяч незаконных рекламных конструкций…
– Но демонтировано было только 2 тысячи – об этом недавно сообщил Сергей Серезлеев. Может быть, к торгам не были допущены фирмы, которые не демонтировали свои конструкции, как это прописывалось ранее в мировых соглашениях? Нет, конструкции компаний «Русс Аутдор», «Реклама Центр», «Постер» как стояли, так и стоят, на них размещена реклама, и при этом эти организации допущены к торгам.
– Но рекламные конструкции вашей компании были почти полностью ликвидированы с городских улиц?
– Не только нашей. ГЦРР полностью демонтировал соответствующие ГОСТу магистральные щиты фирмы «Сайн Импекс». Но самые маленькие петербургские рекламоносители, «визитные карточки петербургской рекламы», принадлежащие фирме «Стоик», в начале лета ГЦРР демонтировал полностью, несмотря на обязательства фирмы самостоятельно убрать их к торгам.
Фактически комитет по печати полностью ликвидировал бизнес в наружной рекламе этих компаний, не дав возможности получить кредиты под оборудование, и задолго до торгов лишил эти малые предприятия возможности участвовать в этой процедуре.
Сейчас, объясняя поспешность в проведении торгов и не демонтируя рекламные конструкции, нарушающие ГОСТ, правила благоустройства и другие нормативные акты, выставляя на торги места под рекламу с установленными конструкциями и создавая явные преференции некоторым компаниям, Смольный, говорят, оправдывает это тем, что накануне президентских выборов Петербург может остаться без наружной рекламы. Но интересно – какой кандидат в президенты рискнет проводить свою рекламную кампанию на рекламных конструкциях, нарушающих ГОСТы ГИБДД или правила благоустройства города?