Медиановости
/ Несвобода слова

14 августа 2024 13:55

YouTube: замедлить нельзя закрыть

YouTube: замедлить нельзя закрытьФото: unsplash.com
Блокировка YouTube, о которой так долго говорили чиновники и профессиональные патриоты, стала реальностью. Впервые призывы «наказать» видеохостинг, принадлежащий Google, раздались еще весной 2022-го года, когда YouTube закрыл каналы многих российских государственных СМИ. Под блокировку тогда попали и петербургский телеканал 78, и местный филиал ВГТРК. С началом августа текущего года торможение сервиса в РФ стало реальностью. Лениздат.ру обратился к руководителям региональных СМИ, которые активно используют YouTube для продвижения контента своих медиа, с просьбой прокомментировать события вокруг видеохостинга. 
 
«Кондуктор, нажми на тормоза…»
 
После 1 августа 2024-го года ежедневный трафик от серверов Google к абонентам в России стал составлять примерно 30% от того, что наблюдался в июле. Среднее падение суммарного количества просмотров 62 крупных российских YouTube-каналов за неделю составило 20%.
 
О предстоящих событиях Роскомнадзор (РКН) известил общественность 12 июля. Чиновники ссылались на проблемы с оборудованием Google в России. 25 июля руководитель комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн придал грядущей блокировке политическую окраску. В своем телеграм канале он подчеркнул: «Все происходящее является следствием антироссийской политики хостинга, который последовательно удаляет каналы наших общественных деятелей (блогеров, журналистов, артистов), чья позиция отличается от западной точки зрения».
 
Александр Хинштейн и РКН сделали сразу ещё по заявлению на актуальную тему. Если свой новый пост в Telegram депутат больше посвятил технической стороне вопроса, то чиновники прямо обосновывали свои действия: «Многочисленные нарушения нашего законодательства, неуважение к нашей стране и гражданам являются основанием для принятия мер в отношении YouTube».
 
Вскоре газета «Коммерсант» выяснила, что Роскомнадзор запросил у операторов связи ни многого ни мало — данные IP-адресов и физического расположения серверов Google в России. Очевидно, что, обладая такой информацией, власти могут «тормозить» YouTube ещё сильнее.
 
«Мы должны присутствовать везде»
 
Петербургские и областные массмедиа используют YouTube для распространения своего контента менее активно, нежели ВКонтакте или Telegram. Десятки редакций заводили в разное время свой канал на видеохостинге, но каких-то результатов по привлечению зрителей к сегодняшнему дню добились не более пятнадцати.
 
СПРАВКА
Лидеры среди СМИ Санкт-Петербурга и Ленобласти по количеству подписчиков на YouTube: «ЛенТВ24» – 770 000, MASHNEWS – 236 000, «Фонтанка.Ru» – 89 100, Телеканал «Санкт-Петербург» – 73 700, «Бумага» * – 18 500, «Петербургский дневник» – 16 700, «Росбалт» – 15 700.
В тройке лидеров прирост подписчиков 10 августа, по сравнению с 16 апреля, составил: у «ЛенТВ24» – 163 000, у MASHNEWS – 28 000, у «Фонтанка.Ru» – 900 человек. 
В июне 2024 года «ЛенТВ24» был на первом месте по количеству просмотров и реакций в YouTube среди ресурсов всех региональных телеканалов страны. По вовлеченности подписчиков – на третьем. 
 
Генеральный директор «ЛенТВ24» Олег Черных, отвечая на вопрос, каким образом каналу его телекомпании на YouTube удается привлекать ежемесячно такое количество постоянных зрителей, был лаконичен: «Наверное, делаем то, что друзьям нравится и от чего враги негодуют и бесятся». О дальнейших перспективах работы областного телеканала на видеохостинге г-н Черных предпочел не распространяться.
 
Главный редактор «Росбалта» Николай Яременко, напротив, был по этому поводу совершенно откровенен. Он не видит причин, по которым информационное агентство могло бы свернуть работу над своим каналом.
 
«Никаких запретов нет, в список запрещенных организаций YouTube не внесён. Поэтому не видим необходимости срочно отказываться от этой площадки», - подчеркнул Яременко.
 
Главный редактор MASHNEWS Сергей Балуев, говоря о росте подписчиков, отметил, что его главной причиной является система рекомендаций, существующая на YouTube. В конце 2023 года хостинг вручил редакции «Серебряную кнопку» за то, что канал добрался до отметки в 100 тысяч подписчиков. Сейчас их уже в два раза больше. 
 
– Отказываться от YouTube не собираемся, но все ролики выкладываем и на YouTube, и на Rutube, и во «ВКонтакте», – признается Балуев. – Пока меньше всего просмотров на Rutube. Одно и то же видео на YouTube собирает 70 тыс. просмотров, в VK – 2 700, на Rutube – 1 100. Перетока зрителей из YouTube в Rutube пока незаметно. Функционал Rutube практически такой же, как в YouTube, но по каким-то причинам работает он не так эффективно. Вероятно, там просто мало пользователей. После того, как YouTube стали блокировать, все ссылки на видео, которые ставим в нашем телеграм-канале, на сайте, в Дзэне, отсылают в Rutube или в VK.
 
Александр Горшков, главный редактор Фонтанки.ру, подчеркнул, что за всё время существования YouTube-канала его издания редакция никогда не прибегала к банальной накрутке подписчиков. О планах дальнейшей работы на этом хостинге Александр пока говорить не берется, поскольку вопросов сегодня больше, чем ответов. Горшков лишь уверен, что отечественные площадки сегодня YouTube заменить не готовы:
 
– У нас есть VK, Дзен и Rutube. Ни одна из этих платформ или даже все они вместе взятые не обладают тем набором качеств, которые есть у YouTube. Начиная от удобства использования и заканчивая гигантской аудиторией. Я не знаю, может быть, на Rutube что-то изменилось, например, за последний год, но, насколько я слышал, не поменялось ровным счётом ничего.
 
Николай Яременко («Росбалт») более лояльно относится к российским сервисам, которые стремятся составить конкуренцию YouTube:
 
- Мы считаем, что должны присутствовать везде, если это не противоречит действующему законодательству. Если есть пользователи на каждой из площадок, мы должны работать с нашими читателями, зрителями там точно так же.
 
СПРАВКА
По данным Mediascope, которые приводит газета «Коммерсант», с марта по май, 79% россиян (96,1 млн человек) в возрасте от 12 лет потребляют контент с помощью площадки YouTube через мобильные и десктопные устройства. 
YouTube является в России лидером по социальным медиа во всех возрастных категориях, от 12 лет до 55+. Больше всего россияне используют американскую площадку для прослушивания музыки (25% пользователей), просмотра развлекательного (17%) и игрового (10%) контента.
Динамика изменения среднесуточного охвата крупнейших соцсетей/соцмедиа с июня 2023 года по июнь 2024 года (млн чел.):
Telegram - 61.4 (+1.7% к маю 2024 года)
YouTube - 55.6 (+1.6%)
ВКонтакте - 54.7 (-0.9%)
TikTok - 29.1 (-2.7%)
Дзен - 28.8 (-4.3%) 
OK - 19.0 (-3.1%)
 
Не ради фронды, а пользы для
 
Говоря о перспективах YouTube в России, Александр Горшков вспомнил о судьбе запрещенной в стране социальной сети Instagram**. На его взгляд, с аудиторией видеохостинга может произойти то же самое, что и с пользователем этой сети – определенная часть россиян останется на платформе.
 
– Большинство ходило на YouTube не за политическими шоу, а ради полезной информации, за развлечениями. Там можно было найти всё, что угодно: от того, как настроить тот или иной гаджет, сварить борщ или построить дом, до детских мультиков. За этим туда ходило большинство, а не на иностранных агентов смотреть, - отмечает главред Фонтанки.ру.
 
Действительно, в ТОП-10 самых популярных у россиян YouTube-каналов ресурсы оппозиционных политических активистов или журналистов не входят. Лидер этого рейтинга – блогер Влад Бумага – может похвастаться аудиторией в 50 млн человек. Замыкают этот ТОП авторы с аудиторией в 17 млн подписчиков. В это же время самый популярный канал, ведущим которого является иностранный агент, имеет немногим более 10 млн постоянных зрителей.
 
Ситуация с блокировкой YouTube выглядит абсурдной даже для тех, кто входит в политическую элиту. Парламентская партия «Новые люди» на своем сайте организовала сбор подписей под красноречивым лозунгом: «Не надо нас замедлять». За несколько дней петиция в защиту YouTube собрала более 1 млн подписей.
 
Важно отметить, что менеджеры Google не только блокировали каналы российских государственных СМИ на YouTube, но и прислушиваются иногда к Роскомнадзору. Например, редакция одного русскоязычного оппозиционного СМИ, располагающегося за рубежом, получила совсем недавно предписание от Google удалить со своего канала весь контент, поскольку РКН считает, что он нарушает российское законодательство. В противном случае Google угрожает заблокировать канал.
 
Деньги и контент
 
12 августа сервис контекстной рекламы Google AdSense сообщил, что отключит все учётные записи пользователей из России. В первую очередь, этот относится к видеоблогерам на YouTube. В марте 2022-го года Google отключил показ рекламы на территории страны. При этом владельцы каналов из России могли получать деньги за монетизацию их контента за рубежом. Сейчас речь идет о полном прекращении этого бизнеса для россиян.
 
На вопрос Лениздат.ру, как местные редакции занимались монетизацией контента раньше, собеседники ответили по-разному. Олег Черных («ЛенТВ24») высказался безапелляционно: «Мы – не про деньги». Николай Яременко («Росбалт») воздержался от комментариев, сославшись на то, что в холдинге MI1, куда входит его агентство, за коммерцию отвечают другие люди.
 
Сергей Балуев привнес оптимизм в разговор на тему бизнеса. По его словам, рекламодатели достаточно активно интересуются видеоформатом. Стоимость ролика на канале MASHNEWS начинается от 100 тысяч рублей. В редакции производством видео занимаются 5 человек. Кроме собственных роликов они выпускают 4 «шортса» в день и минимум один обзор главных событий в промышленности за неделю.
 
Александр Горшков (Фонтанка.ру) честно признался, что его редакция никогда не зарабатывала на YouTube по той простой причине, что «просто никогда толком не доходили руки».
 
– Безусловно, там можно зарабатывать, – считает Горшков. – Однако без такой платформы, как YouTube, развивать производство видеоконтента вообще бессмысленно. Даже если этот контент создавать только ради имиджа, его толком никто не увидит.
 
* - внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
** - компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook* и Instagram*, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, деятельность которой в РФ запрещена.