Полезное
/ Теория и практика

4 августа 2003 11:40

Интервью в журналистском творчестве

Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 93 с.

Книга издана на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Ее автор - заведующий кафедрой радио и телевидения СПбГУ, известный питерский журналист, автор и ведущий программы "Мужские истории", работающий в своем излюбленном жанре - интервью. Это позволило дать конкретные рекомендации, выработанные на основе эфирной практики и анализа деятельности коллег по журналистскому цеху.

Интервью - вечный, не умирающий жанр газетных страниц, радио- и телепрограмм, потому что диалог - самое естественное средство общения. Именно поэтому пособие продолжает серию изданий кафедры, посвященных жанру интервью: материалы круглого стола "Человек в кадре и у микрофона" (СПб., 2002), а также сборника материалов научно-практического семинара "Радио- и телеинтервью, Проблемы жанра" (СПб., 2002).

Цель учебного пособия - познакомить студентов с историей становления интервью как вида журналистики, особенностями его подготовки и проведения.

Автор рассматривает все современные подходы к определению понятия интервью: а) как к методу профессиональной деятельности, б) способу организации единицы эфирного вещания, в) как жанру печатных и электронных СМИ, г) как коммуникативному акту между интервьюируемым, журналистом и слушателем (зрителем).

Существенным во всех подходах автор считает понимание интервью как процесса общения. С.Н. Ильченко замечает, что границы интервью становятся шире, оно проникает даже в рекламные ролики и игровые передачи.

Он предлагает собственное определение вида журналистского творчества: интервью - акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес.

Всей книгой автор развенчивает иллюзию, что интервью самый легкий и простой метод получения и подачи информации. Много подводных камней встречают журналисты на пути общения с людьми в режиме "вопрос - ответ".

Прослежены все этапы развития  жанра интервью в отечественной прессе.

Рассматривая причины и условия трансформации диалога в один из важнейших способов организации текста в журналистском творчестве, С.Ильченко обращается и к традиции философской литературы и отечественной словесности 19 века, и к современной практике журналистики.

Автор анализирует факторы, которые сказались на расширении функций диалога в современном мире - развитие цивилизации, информатизация различных сфер человеческой жизни, формирование диалога между властными структурами и обществом и др.

Обозначены наиболее востребованные формы общения, применяемые сегодня в электронных и печатных СМИ, так или иначе имеющих отношение к жанру интервью (диалог, беседа, разговор, круглый стол, ток-шоу, блиц-опрос и др.).

Проанализированы все виды интервью: протокольное, информационное, портретное, проблемное, интервью-анкета; показана специфика каждого вида.

Специальный раздел учебного пособия "О чем говорили и спрашивали раньше?" посвящен анализу тематики интервью в структуре  вопросов. Анализируя творчество журналистов прошлого, автор выявил приоритетные темы для бесед. Не всегда темы определялись истинными потребностями аудитории. Контроль за содержанием интервью сохранялся и на этапе подготовки к публикации, и на этапе отбора тем для будущего разговора, и на этапе отбора собеседников. Отсюда издержки - заурядные, неинтересные интервью, запрограммированные на известный результат. Хотя и в этот  период были примеры профессиональной мастерской работы журналистов, таких например, как И.Шадхан, С.Волошина (цикл передач "Контрольная для взрослых"), Урмас Отто ("Телевизионное знакомство") и др.

Раздел "Свобода слова и свобода общения" анализирует ставшие классическими телепередачи 80-х годов. Раскрепощенность журналистского творчества привела в этот период к появлению совершенно новых форм общения с аудиторией, - получили развитие дебаты, телемосты, дискуссии годов. В телепередачах "Взгляд", "Пятое колесо", "До и после полуночи" обмен полярными точками зрения на какую-то проблему или ситуацию стал жанрообразующим.

Автор замечает, что в этот период свобода слова трактуется как вседозволенность, игнорируется этика общения с теми, кто соглашается на интервью. Вмешательство в личную жизнь, практический шпионаж  в экономической сфере, использование материалов спецслужб, клевета и прямое оскорблении политических оппонентов - вот далеко не полный перечень методов деятельности журналистов этого периода. "В интервью подобная тенденция выразилась, с одной стороны, в усилении отрицательной установки на общение с респондентом, а, с другой, в расширении обсуждаемых тем по оси "положительное - отрицательное" в сторону последнего".

Наиболее важными и полезными для будущих журналистов являются разделы "Как готовиться к интервью", "Принципы организации интервью: ситуация и собеседник", "Принципы организации интервью: время и место", "Принципы построения интервью: вопросы и ответы".

Умение задавать вопросы - одно из главных профессиональных качеств журналиста. Без постоянных тренировок и опыта общения здесь не обойтись. Даже опытные журналисты не застрахованы от ошибок. Нужно учитывать даже "мелочи". По ходу рассуждений С.Ильченко дает немало дельных советов: "Никогда не опаздывайте на интервью. Лучше ждите вы, чем будут ждать вас"; "Ничто в вашей одежде не должно отвлекать интервьюируемого от общения с вами"; "Дисциплина интервью - это дисциплина доброты и благожелательности", "Обязательно сохраняйте первичную запись интервью". Но самый главный совет читатель найдет на последней странице книги: "Будьте самоучками, не ждите, когда Вас научит жизнь!".


Другие материалы рубрики "Теория и практика"