Медиановости

28 декабря 2004 16:06

СМИ-2005: в год Петуха — с лучшими "перьями"

Под Новый год принято делать прогнозы и строить планы. Если прогнозы получаются слишком мрачными, можно и на кофейной гуще погадать. Нам, представителям цеха печатных СМИ, самым важным кажется вопрос… о собственном будущем. Хотя бы на год. Что принесет китайский Деревянный Петух работникам пера? До гаданий журналисты не опустились — просто решили честно посмотреть в лицо обстоятельствам.

Больной почти умер, но еще жив

Такой диагноз был вынесен на недавнем "круглом столе" с участием представителей ведущих печатных СМИ, руководства комитета по печати. Давно не растут тиражи общественно-политических изданий. Большой части населения подписка на газету оказалась не по карману. А те, кто все же покупает газеты, часто предпочитают издания откровенно желтые, развлекательные.

Как сладкий сон вспоминают теперь времена, когда у киосков "Союзпечати" выстраивались очереди за только что вышедшими номерами популярных газет. Они прочитывались от корки до корки, самые яркие материалы пересказывались друзьям, коллегам.

Люди, облеченные властью и принимающие решения, можно сказать, изучали газеты, постоянно черпали оттуда информацию.

Нынче другие времена и нравы. Захотел человек свежих новостей — пожалуйста, каждый час выпуски по ТВ. Едет в машине или в офисе сидит — под ухом радио что-то вещает ненавязчиво. Для газет остается утренняя чашка кофе и часы вечернего отдыха. Но вечером хочется и толстый (умный или красиво иллюстрированный) журнал полистать, и книжку почитать, да и тот же телевизор призывно подмигивает.

Какой должна быть сегодня газета, чтобы оказаться сильнее всех иных медийных соблазнов? Как через мощный заслон конкурентов достучаться до читательского ума и сердца?

"Больной почти умер, но еще жив" — так охарактеризовала ситуацию с печатными СМИ председатель комитета по печати Алла Манилова. "Из культурной традиции петербуржцев ушла привычка читать ежедневные газеты. Это медицинский факт. Восстановить эту традицию возможно, но очень сложно. Для этого нужна последовательная программа действий власти и медиасообщества".

Журналисты, приготовьте ваши "кисти"…

Какие газеты все-таки хотели бы видеть петербургские читатели? Интернет-исследование на эту тему провело информационное агентство РосБалт. Большинство читателей высказалось в пользу умных газет с хорошими аналитическими статьями. Востребованы и свежие новости, и разоблачение "тайных пружин" — куда же без этого. Немногие читатели признались, что хотят видеть в газетах побольше "чернухи" и "желтухи". Может, действительно с этим у нас уже перебор. А может, просто люди хотят казаться умнее и лучше, чем они есть…

Так или иначе, по мнению руководства комитета по печати, вывести газету из застоя могут лишь талантливые журналистские перья. Когда-то они в газетах были, не исчезли профи и сегодня. Но все чаще эти перья уходят за длинным рублем в рекламу и пиар. Впрочем, рынок печатных изданий многократно вырос и спрос на свое ремесло почувствовали даже студенты старших курсов факультета журналистики.

К чему это привело? К кадровому кризису. Качество наполнения газет неуклонно снижалось. Медленно, но верно падал интерес читателей, гас энтузиазм инвесторов, уменьшались тиражи.

Между тем некоторым изданиям таки удалось сохранить лицо. "Нам известны примеры, — говорит госпожа Манилова, — когда газета с небольшим тиражом оставалась газетой влиятельной. Это удавалось за счет качественной журналистики, высокого профессионализма авторов и личной влиятельности топ-менеджеров издания".

Петушиные бои за место под солнцем

Впрочем, не все так мрачно. С приходом в город крупных налогоплательщиков глубинный экономический кризис печатных СМИ может быть преодолен. "Политика привлечения в город крупного капитала не просто увеличит параметры бюджета, это коренным образом поменяет ситуацию на медийном рынке", — полагает председатель комитета.

Должна измениться и политика распространения. "Красивая выкладка газеты на видном месте газетного киоска — это замечательно, и мы этого добиваемся и добьемся. Но этого недостаточно", — определила Алла Манилова. По словам чиновницы, работа со структурами распространения должна строиться как партнерские отношения, а продавцы, например, должны давать редакторам справки о состоянии продаж.