Медиановости

26 марта 2005 14:18

"Золотое перо – 2004": статус взамен свободы

В Тронном зале Екатерининского дворца в Пушкине состоялась церемония вручения премий 10-го юбилейного конкурса для журналистов Петербурга и Ленобласти "Золотое перо – 2004". Торжество прошло с особым размахом, который, однако, был воспринят журналистским сообществом неоднозначно. По мнению многих представителей творческой братии, место проведения не слишком соответствовало сути мероприятия. Дискомфорт и скованность журналисты почувствовали уже с первых минут пребывания во дворце, когда большей их части, прибывшей в Пушкин на специальных автобусах к назначенному времени, около получаса пришлось ожидать приглашения в зал в вестибюле. Прибывшая на церемонию губернатор Петербурга Валентина Матвиенко сделала акцент на "имперскости" обстановки, которая, по ее мнению, показывает, что "Золотое перо" приобретает характер петербургской ТЭФИ.

– Считать, что все решает обстановка – обычная черта чиновников, – поделился с Лениздатом своим мнением один из номинантов конкурса. – И в итоге, здесь не чувствовалось той свободы, которая соответствовала бы духу журналистской профессии.

Повышение статуса мероприятия вылилось в отсечение части журналистской тусовки. На этот раз, отметили многие, собственно журналистов среди присутствовавших гостей было мало, порядка трети, остальные – мало известные кому-либо персоны. Кроме того, несмотря на то, что достать пригласительный билет на торжество было крайне трудно – на каждую редакцию выдавали только один-два – за столиками в зале были свободные места. Очевидно, они были зарезервированы для неких випов.

Из положительных нововведений гости отметили то, что в первой части церемонии, не считая бутербродов и шампанского, столы не были накрыты. Это заставило присутствующих невольно сосредоточить свое внимание на вручении главных наград, тогда как вторая часть, во время которой раздавались вненоминационные призы, погрузилась в гул, создаваемый голосами беседующих, звоном бокалов и стучанием вилок, и мало кто мог разобрать то, что говорилось на сцене. Впрочем, пообщаться друг с другом от души журналистам не очень-то удалось, поскольку около 22 часов свет в зале сильно приглушили, недвусмысленно давая собравшимся понять, что банкет окончен.

Но самым большим разочарованием были, конечно, не организационные тонкости, а то, что фактически ни в одной номинации не победил журналист, мало-мальски позволяющий себе в своей работе даже в мягкой форме критиковать власть. Хотя, по большому счету, тот, кто представляет мнение власти, это не журналист, а пропагандист, чиновник от информации. Как сообщил Лениздату на церемонии один из членов жюри, со стороны Комитета по печати над жюри осуществлялся контроль и даже оказывалось давление. Все это в совокупности с нарочито повышенной статусностью "Золотого пера-2004" подчеркнуло происходящий сейчас среди журналистов раскол на тех, кто работает на власть, и тех, кто из последних сил пытается сохранить независимость от нее. В результате, вместо того, чтобы придать церемонии дух журналистской свободы, получилось статусное мероприятие с глянцевой обложкой для отчетности, но бессмысленное с точки зрения журналистского цеха.

Справедливости ради стоит отметить, что особой корпоративности в журналистской среде, пожалуй, никогда и не было. Однако чтобы в дальнейшем сохранить конкурсу хотя бы малую толику объективности, надо серьезно задуматься о методике оценивания работ и возможности привлечения независимых экспертов, которые оценивали бы труд журналистов не из конъюнктурных соображений, а по их работе.