Мнения
/ Интервью

7 февраля 2006 19:01

Кирилл Николаев - В России на сегодняшний день существует только три крупные информационные системы

Серьезные изменения произошли на информационном рынке в январе этого года. Информационное агентство "Интегрум", владелец одной из крупнейших платных поисковых систем в архивах СМИ и открытых документов в Рунете, передало право представлять свои интересы на рынке в Северо-Западном регионе информационному агентству "Росбалт". Ранее эти функции выполняла компания NIKOLAEV e:Consulting. Точка зрения "Росбалта" и "Интегрума" была представлена на их совместной пресс-конференции. Дабы прояснить ситуацию до конца, мы поговорили с главой компании NIKOLAEV e:Consulting Кириллом Николаевым.

К.Николаев: 17 декабря прошлого года мне пришлось принять решение о том, что "NIKOLAEV e:Consulting" прекращает работу с "Интегрумом". Причина в том, что в диалоге с московским офисом мы окончательно потеряли общий язык. Совсем недавно, 1 февраля, мы договорились о сотрудничестве с двумя альтернативными системами - "Медиалогией" и Public. В России на сегодняшний день существует только три информационные системы, содержащие базовую информацию более чем из тысячи источников, - это "Медиалогия", "Интегрум" и Public. С "Интегрумом" мы работали с сентября 2002 года. Нам был дан своеобразный карт-бланш в плане Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа: сфера деятельности компании распространялась в диапазоне от работы с клиентами до источников информации."Медиалогия" появилась на рынке России в 2003 году. Она обладает серьезными отличиями от созданных ранее систем. Это естественно, ведь компания имела возможность изучить информационный рынок за последние десять лет, учесть ошибки своих предшественников и взять из их опыта все самое лучшее. Подобная ситуация довольно стандартна: игрок, который выходит на рынок последним, имеет возможность проанализировать ситуацию и учесть все плюсы и минусы. Это позволяет ему очень быстро развиваться, набирать обороты. Другой наш партнер - Public - действует на московском рынке с 1996 года, на общероссийском - с 1999-го. У этой компании довольно богатая история. Начиналось все с того, что они сами сканировали информацию, как таковых поставок не существовало. Этим вопросом они озадачились лишь в последние годы, когда поняли, что есть перспектива дальнейшего финансового развития. Сегодня у них более 1500 источников.

Lenizdat.ru: "Медиалогия" была создана в 2003-м, "Интегрум" - в 1996 году. Обладает ли "Медиалогия" такой же обширной базой, как "Интегрум"?

К.Николаев: На сегодняшний день база "Медиалогии" включает в себя все категории СМИ (телевидение, радио, печать, информационные агентства, Интернет). Это принципиальное отличие от Public, так как последняя включает в себя только печать. Могу сказать, что на сегодняшний день "Медиалогия" - самая дорогая система в России. Но мы договорились о специальных ценах для Петербурга, потому что понимаем, что питерские компании еще не все готовы платить за московский продукт по московским ценам. Здесь существует другой момент: Public и "Интегрум" росли более длительное время. В публичный бизнес они вошли в 1996 году, получили хорошее развитие в 1999-м. Так сложилось, что все шли эволюционно, шаг за шагом. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем три серьезных игрока на рынке информационных услуг.

Lenizdat.ru: Какие существуют заметные отличия между "Медиалогией" и Public?

К.Николаев: У них совершенно разная концепция. Например, Public не обращает внимания на так называемый "информационный шум". Занимаясь анализом и мониторингом информации три с половиной года, мы заметили, что в регионах порядка 65-70 процентов материалов - перепечатки из центральных средств массовой информации. Это информационный повод, подаваемый одними и теми же словами, только под разными заголовками, в разных газетах, в разных регионах. Концепция работы Public заключается в том, что они берут проверенные источники, которые стремятся подавать качественные материалы, чтобы сократить в работе информационный шум. Таким образом, если, к примеру, у них есть 10 изданий, то из этого числа они выберут всего пару, но самых-самых. Понятно, что если говорить о Центральной России, то федеральные издания присутствуют и в "Медиалогии", и в "Интегруме", и в Public. Это информообразующие издания. Все дальнейшие перепечатки идут именно от них. Система Медиалогия концептуально построена совершенно по-другому. В первую очередь она выступает в роли аналитического инструмента для работы с большими массивами данных из СМИ. Каждое сообщение из СМИ проходит сложную технологию автоматической обработки, в результате которой в текстах выделяются объекты (персоны, компании, бренды, географические понятия), фиксируются связи между ними и оценивается ряд параметров, таких, как роль в сообщении, наличие прямой речи, а также эмоциональная окраска сообщений. Для достижения высокого качества обработки, правильности эмоциональных оценок и связей используется трёхуровневая система контроля качества. В результате, обработанные таким образом сообщения формируют базу знаний, которая доступна пользователям наряду с "сырой" базой СМИ. Если у вас есть доступ к системе, вы можете, как провести банальный мониторинг по СМИ, так и за считанные минуты провести детальное аналитическое исследование колоссального массива данных. Таким образом, в отличие от электронных библиотек, которые стремятся аккумулировать как можно больше сообщений СМИ,  Медиалогия предоставляет пользователю не только сами сообщения, но и, в первую очередь, результат анализа массивов сообщений по интересующей его теме и с интересующей его степенью детализации.

Lenizdat.ru: Можно ли сказать, что Public уделяет большее внимание количественному показателю, а "Медиалогия" - качественному?

К.Николаев: Я бы не стал их так сравнивать. К примеру, работая с Public, вы сами можете производить мониторинг СМИ и проводить исследования контента. С "Медиалогией" дело обстоит иначе. Здесь используются результаты чужой работы, которые не встречаются ни в "Интегруме", ни в Public. Это некое ноу-хау. Такого сервиса на рынке сегодня никто не предлагает. Также существует много интересных возможностей, кроме взаимосвязи, индекса цитируемости, различных тональностей, статистики объектов. К тому же это внешне самая красивая система. "Медиалогия" - это как "мерседес", на который просто приятно смотреть, не говоря уже о том, что приятно работать. И в этом случае нельзя сравнивать качество и количество - эти системы просто разные.

Lenizdat.ru: Могут ли эти системы вытеснить "Интегрум"?

К.Николаев: Не могу ответить на этот вопрос. Время покажет.

Lenizdat.ru: На пресс-конференции 20 января коммерческий директор "Интегрума" Екатерина Кузнецова сказала, что они "рассчитывают на то, что "Росбалт" поможет компаниям Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона получить более развернутое представление о системе". NIKOLAEV e:Consulting не делал этого?

К.Николаев: Меня удивила фраза "более развернуто". Трудно представить, что это значит. Ведь кроме предоставления доступа в "Интегрум" на Северо-Западе, мы также осуществляли бесплатные консультации, сопровождение клиентов. За три с половиной года у нас накопился хороший опыт, и мы делаем это в Санкт-Петербурге лучше любой новой компании. Помимо этого, по собственной инициативе занимались подключением информационных источников, контролировали их поставки в "Интегрум". Можно вспомнить, что в начале пути "Интегрум" имел порядка тридцати источников по Санкт-Петербургу, из которых десять представляли актуальность.За время нашего сотрудничества их число возросло до ста семидесяти. С этого года прекратили сопровождать данный процесс. Результат на сегодняшний день таков, что многие наши партнеры просто перестали поставлять информацию в "Интегрум". Они открыто заявили, что не хотят сотрудничать с другими компаниями и приостанавливают работу с "Интегрумом". Мы были этому удивлены.Хотелось бы отметить, что специализируемся на поиске деловой информации и решении информационных проблем и задач клиентов. Надо понимать, что если сравнивать компанию NIKOLAEV e:Consulting и "Росбалт", то "Росбалт" - это в первую очередь информационное агентство, у которого свои задачи и своя миссия на рынке. Их цель - производство информации и ее логистика. Она не совсем совпадает с задачей клиента удовлетворить потребность, связанную с поиском информации.

Lenizdat.ru: "Интегрум" говорит, что они единственные в мире обладают крупнейшим электронным архивом русскоязычных документов. Верно ли это?

К.Николаев: На сегодняшний день у "Интегрума" большое количество источников. Но в их число входят базы данных, не имеющие отношения к средствам массовой информации, такие как база РОСПАТЕНТа. Если говорить о "Медиалогии" и Public, то эти системы специализируются только на массмедиа.

Lenizdat.ru: Выгодно для средств массовой информации осуществлять поставку и в "Интегрум", и в "Медиалогию", и в Public?

К.Николаев: Если говорить о мотивации, то она проста. Если ваши продукты представлены в одном магазине, то вас знает одна аудитория. Если ваш ассортимент есть во всех магазинах, то вы известны всем. До 2002 года 95 процентов петербургских медиа не догадывались о существовании информационных систем, которые были в Москве. Мы начали этот ликбез. При подключении источников задавался первый вопрос: что это такое? На сегодняшний день одним из наших достижений можно считать то, что 170 источников понимают, о чем идет речь и зачем это нужно. Раньше по понятным причинам мы не акцентировали внимание на том, что есть еще две альтернативные системы. Сегодня открыто заявляем об этом.

Lenizdat.ru: Насколько развиты подобные системы на Западе?

К.Николаев: Можно выделить "рыночные" регионы - Америка, Европа, Азия и Австралия. В каждом регионе есть своя информационная система. На Западе существует две влиятельные системы. Одна из них - Lexis-Nexis. Мы также работаем с ней, но не являемся ее представителем. Там более 20000 источников, начиная от английского языка, заканчивая ивритом. Она позиционирует себя как глобальная система, крупнейшая в мире. Действует на рынке более 25 лет. У них есть русскоязычные источники, но количество их настолько мало, что работать с ними русскоязычным медиа не имеет смысла.Второй крупный игрок - система Dialog. Она интересна с точки зрения глубины своих архивов (30-35 лет). "Интегрум", Public, "Медиалогия" могут похвастаться архивами только десятилетней давности.

Справка Lenizdat.ru:

NIKOLAEV e:Consulting основана 15 мая 2002 года. В сентябре 2002 года компания выбрала в качестве своей основной специализации бизнес-информацию и стала официальным представителем московской информационной базы "Интегрум" в Северо-Западном регионе.