Медиановости

29 ноября 2006 18:25

Охоту подписываться на газеты у россиян отбили высокие цены

Ситуация с подпиской на российские печатные издания катастрофическая, так что скоро Россия можем остаться без газет и журналов. Так считает заместитель председателя комитета Государственной думы по информационной политике Борис Резник. Причина в непомерно высоких ценах на доставку печатных средств массовой информации.

К середине 90-х годов абсолютное большинство российской публики, включая ее образованную часть, перешло с печати, прежде всего, на телевидение. Вот для примера несколько цифр из опросов Левада-Центра: газету "Аргументы и факты" в 1989 году выписывали 58% россиян, в этом году это издание выписали для себя лишь 15% читателей, "Комсомольскую правду" - 7 против 44%. Причин здесь несколько. Одна из них - резко возросшие цены на подписку, убежден Борис Резник:

"Если сравнить с доставкой с улицы на улицу, те сложные процессы технологические, творческие, которые сопутствуют производству журнала или газеты, это несравнимая абсолютно вещь. А привело это к тому, что почта России, унитарное государственное предприятие, которое обязано по закону заниматься доставкой печатных изданий, переложила эту функцию на некие коммерческие структуры, которые были организованы из родственников, друзей, знакомых. Вот такая цена за доставку изданий".

Думский комитет по информационной политике, в котором работает Борис Резник как раз сейчас и занимается вопросом о том, как вернуть подписке на печатные СМИ былую популярность. У депутатов уже есть ответ на этот вопрос:

"Создать государственные преференции, простые, которые сегодня действуют во многих странах мира. Печатные издания просто освобождены от налога на добавленную стоимость. Мы тоже предлагаем освободить либо дать очень низкий налог, до 5%. Второй момент - это дотировать доставку. Если она на самом деле дорого стоит, то государство должно все издания, кроме эротических и рекламных, за своей счет доставлять людям".

Содержательные изменения в отечественных СМИ - это второй фактор падения тиражей печатной периодики. Вот что думает по этому поводу журналист с 30-летним стажем, в прошлом редактор одной из государственных газет, Игорь Савельев: "Мы очень политизированы. Все газеты имеют ярко выраженную политическую окраску - либо это олигархическая пресса, либо это проправительственная, прокремлевская пресса".

Однако, несмотря на падение тиражей и рост недоверия населения к российским средствам массовой информации, число газет и журналов с каждым годом растет. Сегодня в России зарегистрировано 19 тысяч периодических изданий.