Медиановости

25 января 2007 15:40

Медиакомпании не успели наделать долгов

В прошлом году российские медиакомпании неохотно использовали публичные заимствования для финансирования поглощений. При общем объеме таких сделок в 2006 году в $2 млрд компании заняли на публичном рынке всего $600 млн. Такие данные содержатся в опубликованном вчера обзоре инвестбанка "Траст". Денег на медиарынке больше, чем активов, подходящих для поглощения, объясняют эксперты.

Выход российских медиакомпаний на рынок долговых обязательств аналитики "Траста" связывают с консолидацией отрасли. "Отдельные компании в ней достигли уровня, позволяющего делать заимствования на публичных рынках",– говорит аналитик банка Алексей Демкин. В 2006 году общий объем сделок на медиарынке превысил $2 млрд, говорится в отчете. Четыре компании (холдинг РБК, Gallery Group, ТНТ, "Проф-медиа") разместили евробонды и ценные бумаги на общую сумму $585 млн, также прошло два размещения рублевых облигаций ("Аргументы и факты", "Каро-фильм") на сумму 2,2 млрд руб.

Привлечение денег на публичных рынках знаменует собой очередной этап становления медиарынка, соглашаются эксперты. "Медиакомпании в данном случае следуют обычным путем: начали развитие за счет акционерного стартового капитала и банковских кредитов, а после этого логично выходят на рынок долговых обязательств",– говорит аналитик банка "Уралсиб" Дмитрий Дудкин. Однако пока общий объем займов медийных компаний сравнительно невелик. "Когда один телеканал не первого эшелона – ТВ 3 стоит $550 млн, очевидно, что 600 млн на этом рынке ничего не решают",– говорит президент "СТС Медиа" Александр Роднянский.

Аналитики соглашаются, что медиакомпании заимствуют на публичных рынках менее активно, чем работающие в том же потребительском секторе банки или ритейлеры. Аналитик МДМ-банка Михаил Галкин связывает "пониженную" долговую активность медиаигроков с тем, что на рынке мало компаний, достаточно крупных для выхода на публичный рынок. Поэтому большинство из них продолжает использовать для развития деньги акционеров и банковские кредиты. Кроме того, ряд наиболее крупных компаний в 2005-2006 годах для привлечения средств использовали IPO: РБК, CTC Media, Rambler, Trader Media East. "Не все медиакомпании имеют необходимые для IPO объем бизнеса и кредитную историю,– отмечает Дмитрий Дудкин.– Выход на рынок облигаций может себе позволить большее количество компаний".

Такого взрывного роста числа облигационных займов, как среди банков и ритейлеров, в медиасекторе не будет, прогнозируют другие эксперты. "В большинстве случаев игроки медиарынка для своих операционных нужд не нуждаются в долговом финансировании,– полагает глава направления ТМТ (телеком, медиа, технологии) Morgan Stanly Леонид Варпаховский.– Зачастую медиакомпании не делают объемных капиталовложений и могут финансировать органический рост за счет собственных средств". Для сравнения он приводит телекоммуникационные компании: "У них много материальных активов – кабельные сети, станции, и они традиционно во всем мире более активны на рынке долгового капитала, чем медиа".

Эксперты считают, что заемные деньги требуются медиакомпаниям для неорганического роста – поглощений других участников рынка. Не случайно наиболее крупными заемщиками на открытых рынках из игроков медиаиндустрии выступают компании Gallery и "Проф-медиа", которые весь прошлый год интенсивно скупали активы. Правда, участники медиарынка отмечают, что медиаактивов для поглощения сейчас недостаточно. "Большинство активов неинтересны либо сильно переоценены,– говорит глава холдинга РБК Юрий Ровенский.– А раз нет сделок, нет и нужды в заемных деньгах".

Аналитики банка "Траст" отмечают, что для большинства компаний выпуск долговых инструментов – промежуточный шаг к проведению IPO. С этим соглашается и Дмитрий Дудкин из "Уралсиба": "Часто помимо просто привлечения финансирования компании преследуют PR-цели – создание кредитной истории, чтобы быть более понятными инвесторам при выходе на IPO". Ъ