Медиановости

27 июня 2007 12:41

Светлана Конеген: Безобразничать в эфире стали реже, а вот хамить — чаще

Телеведущих охватила литературная лихорадка. Написание книг стало для них неотъемлемой частью профессии. Одни создают мистико-политические романы, вторые — мемуары, а третьи описывают стратегию покорения сердца миллионера. Не удержалась и эпатажная Светлана Конеген. В Петербургском Доме книги она представила свое практически научное исследование жизни под названием "Деликатесы".

Являющаяся литературным воплощением одноименной программы (просуществовавшей шесть лет на канале "ТВ-центр"), эта книга не учит готовить и не повествует о кулинарных особенностях французской кухни. Она рассказывает о жизни со вкусом: горьким, острым, сладким — кому как нравится. По словам автора, это познавательное произведение будет любопытно читателям всех возрастов, как младенцев, так и старцев, желающих сыграть в ящик. "Хотите развлечься? В вашем распоряжении всегда есть смертная казнь", "Отыскали в себе сексуальные травмы — немедленно начинайте прихрамывать", "Инцест: иногда это здорово!" — только некоторые названия глав "Деликатесов".

— Думаю, что книга унаследовала все лучшее, а может, и худшее, из того, что было в моей программе, — отмечает Светлана Конеген. — Несмотря на это, она живет уже своей собственной жизнью, развивается по своим литературным законам. Биография ее только-только начинается, и какой она будет, еще не известно. Но я смею надеяться, что книжка эта еще подсунет нам немало сюрпризов. Надеюсь, хулиганских.

Стоит отметить, что в устах телеведущей прилагательные "хулиганский" и "безобразный" приобретают сугубо положительные значения. Слова же "монстр" и "безумный" звучат как высшая похвала. О себе же она говорит как о "существе вполне безобразном и ужасном, с жутким звериным оскалом", а также как об "абсолютно наглом, безудержном, хамском гедонисте, любящем жизнь во всех ее проявлениях". Возможно, по этой причине передачи с ее участием не подвергались нападкам со стороны "стервы-цензуры".

Секретом своего успеха Светлана Конеген считает тот факт, что до прихода на передачу "Светская жизнь" на канале НТВ она никогда не смотрела телевизор. У нее была "устойчивая аллергия на это животное". Возможно, благодаря этой аллергической реакции ей удалось тогда создать необычную программу, выделяющуюся на фоне остальных.

— В 1996 году это была совершенно безобразная программа в почти советском телевизионном эфире, сереньком и мохеровом, — рассказывает г-жа Конеген. — Тогда еще было неприлично разговаривать на похабном языке, который подразумевает все лексические метания. Жизнь многоголоса — это было главное открытие программы "Сладкая жизнь". Передача была посвящена зачаткам светской жизни, которые тогда разыгрывались на авансценах Москвы и Петербурга. Это, как правило, был смешной театр. Но он был не так навязчив и утомителен, как сегодняшний пресловутый гламур.

Не только светская жизнь, но и само телевидение претерпело серьезные изменения за последние годы. Не в лучшую сторону. Безобразничать в эфире стали реже, а вот хамить — чаще. Рыночные законы господствуют на ТВ, убивая интеллектуальную составляющую эфира.

— Сегодня на телевидении не предполагается создание персональных, авторских зон, — констатировала Светлана Конеген. — Сейчас условия диктует исключительно рынок. Я надеюсь, что это только некий временный момент, тем более что мы калькируем западную медийную ситуацию. Надо отдать должное европейским каналам, на которых есть место для интересных проектов, помимо калек, программ о последних героях, "Домов-2" — всей этой фигни и лажи, которую смотреть здоровому человеку достаточно сложно.

По мнению Конеген, российское телевидение перестает быть престижной зоной. Интеллектуалов-зрителей уже давным-давно спугнули всевозможные реалити-шоу, а интеллектуалов-ведущих привлекли куда более перспективные занятия.

— Ни для кого не секрет, что самые яркие телевизионные персонажи уже свинтили из эфира, — говорит она. — Кому удалось себя проявить, уже перетекают, перепрыгивают из телевидения в какие-то другие более актуальные зоны культуры, интересные и перспективные. Самый яркий пример этого — уход Леонида Парфенова. Кстати, на днях я разговаривала с Марианной Максимовской, которая еще сидит на РенТВ. Поверьте, сколько там было скрипов и вздохов…

В этот вечер Светлану Конеген спросили и о том, как она относится к строительству в Петербурге бизнес-центра "Газпром-Сити".

— Город жалко, — ответила она, поглаживая сидящую у нее на коленях собачку Дусю. — Я живу в центре Москвы и вижу, как изуродовано это пространство и как оно продолжает уродоваться ежесекундно. Поэтому скажу честно и откровенно: Петербург имеет множество минусов, как и любой другой город, но в нем, по крайней мере, можно жить, а в Москве можно только пахать и бегать высунув язык. Не хотелось бы, чтобы Питер пошел по стопам Москвы. Это абсолютно уничтожает культурное пространство как таковое.