Медиановости

5 марта 2008 18:45

Обзор событий медиарынка России за февраль

Наш традиционный ежемесячный обзор составлен на основании рейтингов новостей, ежедневно размещаемых на MediaGuide.ru. Источниками новостей служат пресс-релизы, получаемые нами от центральных и региональных издательских домов, компаний-производителей товаров и услуг, рекламных и PR-агентств, общественных организаций, компаний-распространителей печатной продукции, полиграфических комбинатов, а также печатных и Интернет-СМИ.

Рейтинг новостей формируется на основе подсчёта количества обращений пользователей сайта на ту или иную новость за одну неделю, а затем и за целый месяц. Ежемесячное количество новостей на нашем сайте колеблется в пределах 500. Число подписчиков — 4500 чел. Не без гордости заметим, что всегда в ТОП-10 попадают проекты MediaGuide.ru, а именно: "Российские издательские дома: успехи и поражения", обзоры событий медиарынка, эксклюзивные интервью с представителями медиакомпаний, а также сами рейтинги ТОП-10 новостей медиарынка. Из соображений профессиональной этики мы не рецензируем собственные материалы и не упоминаем их в ежемесячных обзорах важнейших новостей.

В феврале закончилось постпраздничное январское затишье и резко повысилась активность участников рынка. Многие издания в феврале отметили свой юбилей, прошло большое количество различных мероприятий и специальных акций, посвященных февральским праздникам. Несколько изданий поменяли формат. Кроме того, мы узнали о серьезных кадровых изменениях в структуре издательских домов.

Слияния и поглощения

Independent Media Sanoma Magazines приобрел ведущий развлекательный сайт Webpark.ru, входящий в пятерку самых популярных блогов в Рунете. Команда профессиональных редакторов Webpark.ru перейдет на работу в IMSM, а основатель портала Даниль Хасаншин продолжит курировать его. По словам генерального директора IMSM Елены Мясниковой приобретение Webpark.ru является логичным расширением линейки интернет-ресурсов ИД.

Произошло объединение телевизионных активов ОАО "АБ "Россия", ОАО "Северсталь", ОАО "Сургутнефтегаз" и Страховая Группа "Согаз" в рамках нового медиахолдинга "Национальная Медиагруппа". На первом этапе в холдинге аккумулировано 68% акций телевизионного канала РЕН ТВ и 72% акций ТРК "Петербург — Пятый канал". В планах холдинга приобретение контрольного пакета акций газеты "Известия". Председателем совета директоров холдинга избрана Любовь Совершаева, а генеральным директором рекомендован Сергей Фурсенко.

Новости центральных и региональных СМИ

"За рулем" отметил свое 80-летие. В день рождения журналу пришло поздравление от Владимира Путина.

Единственному в России еженедельному автомобильному журналу "АвтоМир" исполнилось 10 лет. В честь дня рождения журнал совместно с АЗС компании "Лукойл" провел праздничный розыгрыш. Победители получили полный бак бензина бесплатно.

Журнал GEO отметил десятилетие на российском рынке. Вместе с юбилейным выпуском читатели получили в подарок DVD с фильмом телеканала "Discovery".

ИД Conde Nast выпустил специальный мартовский номер журнала Vogue, посвященный десятилетию издания в России. Впервые для обложки журнала снялась русская топ-модель Наталья Водянова, которая к тому же выступила в роли приглашенного редактора.

Журнал GQ, GQ BAR и Martini представили проект "GQ 100 Самых Стильных-2008 на дне рождения GQ Bar" - это рейтинг 50 российских и 50 зарубежных знаменитостей, составленный на основании мнения авторитетного жюри.

Журнал Mens Health в честь своего 10-летия объявил конкурс, победитель которого попадет на обложку журнала Mens Health.

Журнал "Недвижимость & цены" (ИД "Деловой мир"), отпраздновал свой пятый день рождения.

В феврале наметился бум перехода изданий газетного типа в более презентабельный глянцевый формат. Одним из самым громких стало изменение формата газеты "Жизнь", которая стала журналом. Теперь "Жизнь" выходит на 56 полосах. Данные изменения связаны с возрастанием количества рекламных объявлений и увеличением числа клиентов. Напомним, что полтора года назад "Ньюс медиа" удивила профессиональное сообщество смелым поступком, поменяв формат "Жизни", сделав ее более мягким семейным еженедельным изданием, и запустив жесткий ежедневный таблоид "Твой день". Теперь же переход "Жизни" в журнальный формат позволит ей на равных конкурировать с телегидом "7 дней".

Однако если "Жизнь" не позиционирует себя как телегид, хотя и содержит вкладку с телевизионной программой, то "Теленеделя" является классическим представителем этого семейства и тоже перешла в глянцевый формат, правда пока только в столице.

ИД "Мир новостей" также поменял формат газеты "Мир зазеркалья" на журнальный. Кроме того, увеличился объём журнала, составляющий теперь 52 полосы, а также изменилась периодичность издания. "Мир зазеркалья" будет выходить ежемесячно.

Ежедневная бесплатная газета "Метро" предложила новую концепцию пятничного выхода. Запустив дополнительные спецпроекты и рубрики, она стала более четко позиционировать себя как газету для семейного чтения выходного дня.

Газета "Акция" была признана лучшей по дизайну в мире (Worlds Best-Designed Newspaper) за 2007 год. Всего на конкурс было подано 14 818 работ из 373 газет со всего мира. Помимо газеты "Акция" в этом году наивысшего звания Worlds Best-Designed Newspaper были удостоены газета Expresso (Португалия), Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung (Германия) и The Guardian (Великобритания).

ИД "Комсомольская правда" объявил о расширении зоны присутствия. Дайджест "КП" начал издаваться и распространяться в Италии и Монако. Первоначальный тираж — 5000 экз. В выпуске 32 полосы, включая 10 полос местной информации и рекламы. Кроме того, с февраля в Санкт-Петербурге по четвергам, кроме еженедельного толстого выпуска издания, стал выходить ежедневный номер с оперативными новостями. Первая четверговая ежедневка в Петербурге вышла на 16 полосах: 8 цветных и 8 черно-белых, тираж составил более 30 тыс. экземпляров.

Газета "Труд" объявила о проведении масштабного ребрендинга. Теперь ежедневная газета представляет собой издание одновременно общего и специального интереса, с секцией classified (вакансии), рубрикой "Карьера-работа", и разделом, посвященном новостям и развлечениям. Целевая аудитория — работающие люди 20 — 45 лет, амбициозные, желающие быть в курсе новостей в области карьеры и предложений на рынке труда, а так же ориентироваться в основных событиях страны и мира. Ежедневный выпуск газеты "Труд" будет выходить на 32 полосах формата А3 с полноцветной печатью. Ребрендинг "Труда" будет сопровождать широкая рекламная кампания в Москве и регионах.

Газета "Из первых рук" отказалась от концепции газеты бесплатных объявлений, став просто газетой объявлений. По заявлению руководства издания, смена позиционирования связана с повышением рентабельности издания.

ИД Conde Nast, владеющий популярными ресурсами www.glamour.ru и www.gq.ru, предложил посетителям этих сайтов новые возможности. Теперь зарегистрировавшись на сайтах, желающие могут воспользоваться Online-подпиской на издания, принять участие в конкурсах, а также обзавестись почтовым ящиком на самом "стильном" сервере @style.ru.

Журнал "Финанс." опубликовал в феврале "Рейтинг российских миллиардеров-2008". Возглавил список Олег Дерипаска с состоянием в $40 млрд, обогнав лидера прошлых лет Романа Абрамовича, состояние которого немного уменьшилось после нашумевшего развода. Зато его бывшая жена впервые появилась в рейтинге, правда на 269 месте. Самой богатой женщиной России по-прежнему является жена мэра Юрия Лужкова и президент компании "Интеко" — Елена Батурина.

Стали известны издания, названные "Лидерами рынка печатных СМИ 2007 года" по версии АРПП. В предыдущие годы лидерами продаж прессы становились издания, занимающие ведущие позиции в рейтингах СМИ. В первую десятку вошли:

1. 777

2. BRATZ

3. Bravo International

4. Cosmopolitan Shopping

5. Forbes

6. Glamour

7. Hello!

8. Maxim

9. Mens Health

10. Psychologies

Среди газет лидируют "АиФ" и "Ведомости".

ИД "Огонёк", оказавший информационную поддержку выставке "История в плакатах "Аэрофлота", посвященной 85-летию гражданской авиации и "Аэрофлота", объявил также о начале сотрудничества с авиакомпанией на предмет распространения журналов на бортах самолетов и в VIP-комнатах. Кроме того, журнал возобновил выход своей знаменитой"Библиотеки "Огонёк". Теперь с каждым номером "Огонька" читатели получают книжечку небольшого формата с произведениями классиков ХХ века и современных авторов.

Многие популярные издания реализовали или реализуют книжные проекты, среди них, "Комсомольская правда", выпустившая серию с лучшими произведениями классиков, "Известия", издавшие полное собрание сочинений Бориса Пастернака, и газета "АиФ", запустившая 20 февраля в Петербурге свою книжную коллекцию.

Журнал "Лиза. Добрые советы" поддержал выпуск серии "52 легких способа…" — русской версии одной из самых популярных книжных серий британского издательства Infinity Life ("Бесконечная жизнь"). "ТелеШоу" начал публиковать своих любимых авторов. Первой вышла книга Евгения Енина "Я — тупой".

С февраля 2008 года к сети журнала "Банзай" присоединились два города севера Томской области — Стрежевой и Кедровый, в этих городах, а также в Томске и Новосибирске, будет выходить единый тираж "Банзай — Западная Сибирь" в количестве 20000 экземпляров. Также в начале 2008 года журнал вышел в Улан-Удэ, общий тираж журнала "Банзай — Забайкалье" (Чита, Улан-Удэ) составил 6000 экз. Таким образом, национальный тираж журнала "Банзай" стал 211000 экз.

В связи с обострением ситуации с распространением прессы в супермаркетах г. Москвы, в феврале была организована встреча первых лиц крупнейших издательских домов России для обсуждения мер по стабилизации. По итогам встречи было принято решение о создании рабочей группы по внедрению новых технологий распространения прессы в супермаркетах (НТРП), основной целью которой ставилось выработка и внедрение правил распространения прессы в супермаркетах.

Новые проекты

Журналист "Коммерсанта" Андрей Колесников, работающий кремлевским корреспондентом издания, начал выпуск собственного журнала "Русский пионер". Проект полностью финансируется частным бизнесом. Каждый номер будет включать до 200 страниц. "Русский пионер" — принципиально аполитичный мужской журнал, для интеллигентных, уверенных в себе амбициозных людей". Журнал предназначен для представителей среднего класса и выше, а также для тех, кого не удовлетворяет "глянец".

"РДВ-медиа-групп" готовит к выпуску справочник "Рекрутмент&Консалтинг. Навигатор — 2008". Целевая аудитория — специалисты кадровых компаний, соискатели вакансий, а также всем трудоустроенные сотрудники, заинтересованные в получении достоверной информации о состоянии рынка рекрутмента.

Компания SKP Media, которая представляет в странах Балтии и Скандинавии интересы Издательского дома "Комсомольская правда", выпустила на рынок новый издательский продукт — спецприложение "Перекресток". Объем — 16 цветных полос формата А3, выход еженедельный. Запустив новый проект, компания SKP Media подкрепила его специальной партнерской программой, которая в числе прочего направлена на поддержку русскоязычных изданий в Латвии, Литве и Эстонии.

Издательский дом "Собака" и Группа изданий "Проспект-Омск" подписали договор о выпуске глянцевого lifestyle-журнала "Собака.ru" в Омске. Первый номер ожидается в марте 2008.

Новости рекламного мира

Комитет по маркетинговым услугам (BTL) АКАР и РАМУ оценили рынок BTL за 2007 год. Наибольший рост показал сегмент директ-маркетинга (включая сегмент CRM) — 800 млн. долларов: на 27% больше по сравнению с 2006 годом (данные за 2006 год скорректированы — 630 млн. долларов). Также высокий рост продемонстрировали: сегмент consumer promotion, рост которого составил 28% (550 млн. долларов) и trade marketing, чей рост составил 30% (520 млн. долларов). Скорректированы показатели роста сегмента event-маркетинга за 2006 год (130 млн. долларов), который в 2007 году вырос на 23% (160 млн. долларов). Эксперты прогнозируют высокий рост event-маркетинга и спонсорства в 2008 году, за счет прихода в него большего числа рекламодателей и прохождения крупных спортивных чемпионатов и олимпиады в Пекине.

Французская исследовательская компания RECMA опубликовала данные очередного исследования конкурентоспособности сетевых медиаагентств. Лидерами рейтинга стали Mediaedge:cia и MediaCom, входящие в GroupM (WPP).

По данным рекламного агентства MindShare INTERACTION, объем рынка интернет-рекламы в 2007 году составил $369 млн., увеличившись на 97%. По прогнозам агентства, в 2008 году рынок увеличится в среднем на 75% и его объем достигнет в совокупности $645 млн., из которых $285 млн. придется на долю медийной рекламы.

Согласно информации, предоставленной агентством eMarketng, к 2010 году Россия займет второе место в Европе по числу интернет-пользователей, обойдя лидирующую на данный момент Германию. Данное сообщение представляет собой дополнительный катализатор для развития интернет-рекламы в России.

Рекламное агентство AdPress заявило о начале сотрудничества с крупными автомобильными клиентами. В феврале 2008 года список рекламодателей, сотрудничающих с РА AdPress, пополнился сразу двумя мировыми брендами: Opel и Shell.

Publicis United выиграло тендер на 2008 год на обслуживание страховой компании "Цюрих", ранее носившей название "Страховая компания "НАСТА".

18 февраля медиаагентство +SOL начинает продажи медиапакета "Афиша", в котором объединены рекламные возможности двух популярных сайтов о досуге и отдыхе: www.cityout.ru (Москва, Санкт-Петербург) и www.vashdosug.ru.

"Бюро Пирогова", входящее в TOP 20 flash-студий, запускает еще одно направление — комплексное полиграфическое сопровождение бренда. Дочерняя структура получила название "Lime", ее арт-директором стала Камилла Бартенева. Креативное агентство Twiga Touch выиграло тендер на разработку креативной концепции (ТВ, интернет) для косметического бренда MIA.

Команда "Проffkoм" представляет очередной эпатажный проект для компании "Евросеть". Результатом креативной деятельности сибирской команды стал провокационный анимационный ролик.

Агентство "МобиМарк" организует новую рекламную кампанию "Стань Звездой Pepsi" для ПепсиКо.

Креативная разработка для итальянской сети "Ашан" независимой креативной команды из России выиграла в конкурсе брифов на BootB.com. Сумма вознаграждения команды составила 19 800 долларов США.

"Кармен Медиа" и "Синема Интернешнл" создали совместную компанию "Синема 360", в которую также вошло агентство ASAP, занимающееся product placement и кросс-промоушеном. В "Синема 360" рассчитывают уже в этом году увеличить свой совокупный оборот на 30%, до 400 млн руб. Участники рынка сомневаются, что созданной компании удастся конкурировать с крупными рекламными агентствами.

Кадры решают все

В конце прошлого месяца ИД Conde Nast буквально потряс рынок неожиданной отставкой его гендиректора Натальи Гандуриной. Правление ИД Conde Nast упразднило должность гендиректора. Вице-президентом и редакционным директором назначена Карина Добротворская. Предположение, что причиной отставки мог стать несколько раз отложенный запуск журнала The Tatler, было опровергнуто издательским домом. Виктория Давыдова, сменившая Шахри Амирханову, на должности главного редактора журнала Tatler, также сообщила, что арт-директором Tatler назначена Екатерина Шаповалова, работающая в издательском доме с 2001 года.

Арам Ашотович Габрелянов возглавил компанию ОАО "Ньюс медиа", которая будет развивать медийные проекты, как на территории России так и в странах СНГ — Украине и Белоруссии, так же он возглавит стратегическое развитие новых медиапроектов. Генеральным директором ООО "Ньюс медиа Рус" назначен Игорь Коротков, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора.

Дмитрий Абрикосов возглавил в качестве генерального директора издательский дом "Катмат", издающий журналы "Stereo&video" и "Foto&video". До этого Дмитрий работал в издательских домах "Gruner+Jahr", "Вокруг света", последние два года он занимался оказанием консалтинговых услуг на рынке прессы.

Новые назначения в ИД "Собеседник". На должность заместителя исполнительного директора, руководителя службы распространения назначен Клиновой Андрей Александрович. Ранее он занимал должность руководителя Службы маркетинга и PR, в которой проработал 5 лет. На должность руководителя службы маркетинга и PR ИД "Собеседник" назначена Лобова Оксана Николаевна, прежде работавшая в службе старшим менеджером.

На должность директора по рекламе изданий масс-маркет ИД "Салон-Пресс" ("Идеи вашего дома", "Квартирный ответ", "Новый дом", "Интерьеры от А до Я") назначен Вадим Пшеничников, ранее работавший в ИД "Бауэр-Логос" в должности заместителя генерального директора. Имя нового директора известно по многолетней успешной работе в ИД "Аргументы и факты" и в ИД "Логос-Медиа" (номинант премии "Медиа-менеджер России-2005").

В целом, можно сказать, что февраль был охарактеризован бурной деятельностью издательских домов в сфере продвижения и преобразования своих активов. Все так же актуальна тема развития интернет-направлений. Причем, что касается компаний специализирующихся на печатной прессе, они стали заниматься не столько продвижением интернет-ресурсов в поддержку изданий, сколько покупкой и созданием самостоятельных ресурсов, способных стать отдельной статьей дохода. В сфере рекламы и новых проектов этот месяц был более спокойным. Ожидать активности в этой области стоит весной, после того, как будет проведен окончательный анализ результатов прошлого года и нынешнего положения на рынке. MG