Мнения
/ Интервью

12 ноября 2010 15:08

Мария Варзегова: "Интернет-СМИ не в полной мере используют формат интервью"

Создать СМИ, в котором новости, факты и события будут подаваться не в сжатом виде, а в форме развернутого интервью. Такую задачу поставили перед собой основатели нового электронного проекта — первого в России интервью-агентства "Диалог". О том, как родилась эта идея, а также об основных принципах работы агентства Лениздат.Ру рассказала генеральный директор Мария Варзегова (Ранкова).

— Как вы пришли в журналистику?

— Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов и уже с первых курсов начала работать, проходила практику, в том числе и в компаниях, занимающихся PR и маркетингом. Тогда у меня появилась возможность пройти стажировку в "Интерфаксе". Через несколько месяцев работы меня приняли в штат. Вот такой получился короткий путь в журналистику. В то время произошли некоторые изменения в штате агентства и я, по сути дела, полностью взяла на себя освещение деятельности городских властей. Ну а поскольку администрация у нас работает очень активно, то и в процесс я втянулась достаточно быстро.

— Какие качества оказались востребованными, учитывая избранную тематику?

— О качествах, которые должны быть присущи только журналисту, освещающему деятельность государственных органов, говорить достаточно сложно. Если же вести речь об информационной журналистике, а как эксперт могу судить только о ней, то журналист должен хотеть работать. Причем желать этого в самом страстном смысле этого слова: у него должны гореть глаза, он должен постоянно быть в "поле", понимать, что информационные поводы — это не только мероприятия, которые он посещает в качестве корреспондента, но и все то, что происходит вокруг него каждую минуту. Вообще, я считаю, что любой корреспондент, особенно информационщик, должен быть очень внимательным к деталям. Он должен замечать то, мимо чего люди обычно проходят. Он должен задаваться вопросами, которые не приходят на ум другим людям. Все остальное — это уже определенные тонкости тем, которыми он занимается. Везде есть специфика, но она не имеет отношения к основным принципам работы журналиста, которые универсальны для всех представителей профессии.

— В информационной журналистике важно быть первым. Соблюдается ли этот принцип среди представителей СМИ, освещающих деятельность органов власти? Было ли единство в губернаторском пуле или существовала конкуренция?

— Когда журналисты работают на одной теме постоянно, между ними всегда возникает определенное взаимодействие. Если говорить об информационных агентствах, конечно, мы все друг другу конкуренты. Но в так называемом губернаторском пуле у нас всегда была взаимоподдержка. Мы воспринимали друг друга больше как партнеров, чем конкурентов. Ритм работы действительно бешеный. Журналисты, освещающие деятельность губернатора, работают в том же графике, что и глава города. Иными словами, если в субботу нужно ехать на объезд, то корреспондент делает это. Если надо сделать это в субботу вечером, он должен быть готов и такому повороту событий. Поэтому мы старались поддерживать друг друга. Иногда такому графику чрезвычайно сложно соответствовать и тут, конечно, помощь коллег неоценима.

— Были ли сложности, когда вы сменили должность корреспондента на редакторскую?

— Сложностей как таковых не было. Вопрос лишь в том, что работа редактора и корреспондента различается в первую очередь степенью ответственности. Ответственности не только за то, что пишешь сам, но и за то, чем занимается весь отдел. Хотя подчеркну, что каждый корреспондент прекрасно осознает, какую ответственность он несет. Какой бы ни был редактор, информацию всегда передает корреспондент, он является первоисточником. К счастью, на тот момент с корреспондентской работой я была знакома изнутри достаточно хорошо, поэтому выполнение редакторских обязанностей не вызвало особых трудностей.

— Сейчас вы занимаетесь новым проектом. Как появилась идея создать собственный информационный ресурс?

— Идея создания нового информационного ресурса у меня с коллегой с Радио России Сергеем Наумовым возникла примерно два года назад. Вместе с ним мы работали в губернаторском пуле. Мы начали думать о том, что бы хотелось изменить на петербургском медиарынке. Была масса идей — прорабатывали фактически каждую. Постоянно находясь в информационном поле, начинаешь достаточно четко представлять себе, в каком формате сегодня работают СМИ, а также чего им не хватает. Сотрудничество с Сергеем Наумовым — хороший тандем. Я в силу своего профессионального опыта в первую очередь информационщик, меня интересует язык фактов. Сергей же работал на радио и прекрасно понимает, как, условно говоря, развесить бантики, интересно обыграть и подать сюжет. Вместе у нас получается доводить возникающие креативные идеи до логического завершения.

В июле этого года была создана компания "Медиа-Диалог" для того, чтобы реализовывать два важнейших направления деятельности. Первое — это создание нового электронного СМИ, первого в России интервью-агентства "Диалог". Сейчас издание официально зарегистрировано Роскомнадзором, все технические вопросы урегулированы, портал www.topdialog.ru готов. Другое дело, что пока он находится в заглушке, недоступен для всеобщего обозрения. Сделано это для того, чтобы до конца ноября представить портал уже в абсолютно готовом виде, с полностью выложенным контентом. Не хотим обманывать ожидания ньюсмейкеров, читателей, а также наших коллег, которые знают о том, что ресурс в работе.

— В чем принципиальное отличие "Диалога" от существующих в Петербурге СМИ?

— О том, что является принципиальным отличием нашего СМИ от уже существующих проектов, вывод можно сделать уже из названия. Это именно интервью-агентство: мы делаем акцент на том, чтобы доносить до читателей мнения ньюсмейкеров по актуальным вопросам. Причем мы не делаем упор на конкретную сферу: будем касаться всех актуальных для города и страны вопросов. Среди спикеров будут и деятели культуры, и политики, и спортсмены, и представители общественных организаций, и бизнесмены. Наша задача — не додумывать за спикера, а показывать объективную картину. Доносить до читателей прямую речь — то, что человек сказал на самом деле. Формат издания будет достаточно жестким. Корреспонденты, которые будут у нас работать, знают, что домыслы, перефразирования и обилие косвенной речи недопустимы. Важный принцип — интерактивные возможности, которыми будет обладать портал.

— Учитывая достаточно специфический формат портала, будет ли на нем лента новостей как таковая?

— Естественно, у нас будет новостная лента, так как портал изначально задумывался как информационный. Формат новостной ленты предполагает передачу исключительно прямой речи: это заявления и высказывания спикеров. Мы понимаем, что в ряде случаев необходимо будет предоставить и определенную вводную информацию к тексту. Преимущественно она будет идти в виде справки. Лента так и будет называться — "Прямая речь", а новости будут передаваться исключительно в подобном формате.

— Кого рассматриваете в качестве возможных конкурентов на медиарынке?

— Мы определились, что конкурировать с уважаемыми информационными агентствами в традиционном смысле этого слова не хотим, и избрали несколько иную стратегию. Совершенно очевидно, что существует поток информации, который появляется на страницах практически всех СМИ, на всех новостных лентах. Это так называемая текущая информация — оперативно отрабатываемые пресс-релизы, анонсы новостных событий. Мы же в своей работе хотим от этого отойти и предоставлять читателю развитие интересных тем. Иными словами, каждую из историй, заинтересовавших общественность, мы планируем развивать, подкрепляя с помощью прямых высказываний ньюсмейкеров, экспертов и аналитиков. Мы хотим предоставлять полную палитру мнений относительно важного решения или события. К сожалению, часто бывает так: заявление было сделано, однако дальнейшего развития тема так и не получила. Иногда, вероятно, СМИ просто не придают этому огромного внимания или же появляется новый поток информации, который необходимо отработать, и тема глохнет. Наша задача — зацепиться за наиболее интересные высказывания, развить их, привести мнения экспертов на этот счет и дать развернутую картину — что же может последовать за этим высказыванием.

— Как будут построены другие разделы портала?

— Второе направление портала объясняет название нашего проекта — интервью-агентство "Диалог". Мы изучили ситуацию и поняли, что, к сожалению, формат интервью не часто и не особенно разнообразно используется в интернет-СМИ. Как человек, который работает в информационной сфере, я прекрасно понимаю, почему так происходит. Ведь интервью — это достаточно объемная работа для корреспондента. Ему нужно договориться о встрече со спикером, подготовить вопросы, побеседовать, расшифровать ответы, согласовать текст. На эту работу в потоке информации иногда просто не хватает времени — она незаслуженно уходит в тень. Это печально, потому что интервью позволяет рассказать не об одной теме или событии, а сразу о нескольких. В интервью можно показать мнение и взгляд человека на абсолютно различные вещи, не обязательно относящиеся к тем темам, которые были заданы в качестве направляющих для беседы. Поэтому мы поставили задачу на постоянной основе предоставлять читателям интервью. В постоянных рубриках будут появляться от двух до пяти интервью в неделю. Они будут объединены определенной идеей. Что это за концепция, раскрывать пока не буду, но основная задача — сделать так, чтобы все эти интервью в течение недели могли дать абсолютно полную картину по конкретному происшествию, проекту, событию, проблеме. Кроме того, мы решили несколько уйти от стандартного понимания интервью, когда в режиме вопрос — ответ спикер раскрывает ту или иную тему. Нам бы хотелось дать нашим читателям возможность увидеть более глубоко личность спикеров: что им интересно в обычной жизни, о чем они мечтают или сожалеют, как отдыхают и чем увлекаются. Этот принцип — смешение серьезных новостей и рассказа о человеке — должен найти отражение на нашем ресурсе.

— Вы отметили, что одним из основополагающих принципов работы агентства станет интерактивность. Как это будет реализовано?

— Мы действительно делаем упор на интерактивность. Что под этим подразумевается? Будет существовать несколько разделов, которые позволят поддерживать взаимосвязь с нашими читателями. Первое и самая важное — возможность задать любой вопрос абсолютно любому спикеру. Причем, это может быть совсем не тот человек, интервью с которым мы анонсируем на страницах портала. Это можно будет сделать с помощью специальной формы на сайте. Приемлема абсолютно любая форма: петербуржец может оставить вопрос чиновнику, главе ГУВД или деятелю искусств, руководителю крупной компании. Все вопросы буду анализироваться, исходя из этого мы будем формировать план интервью. Девиз интервью-агентства — "Мы ищем ответы на ваши вопросы". Именно этот принцип и будет реализовываться в интерактивных сервисах на сайте.

Другое направление — интерактивные пресс-мероприятия. Мы будем активно развивать организацию онлайн- и видеоконференций, которые будут транслироваться на нашем портале. Это действительно перспективное направление. Этот формат удобен как спикерам, так и журналистам. Возникает большая экономия времени и ресурсов. Спикер может отвечать на вопросы журналистов, сидя в своем кабинете, а корреспонденты имеют возможность моментально выдавать новости на ленты агентств.

— Одно из направлений деятельности агентства — создание интерактивного пресс-центра. В городе уже существует целый ряд площадок, за последние полгода появилось еще несколько — например, Агентство прямых инвестиций, "РИА-Новости в Петербурге". Как планируете отстраиваться от конкурентов?

— Мы не боимся конкуренции. Наоборот, именно конкуренция толкает на новые идеи, нестандартные подходы. Руководствуемся принципом: каждый игрок может найти своего клиента. И если говорить об информационной площадке, то мы не делали акцент на организации пресс-мероприятий и проведении их в пресс-центре, но такая возможность есть. В агентстве создан классический пресс-центр. Надо отметить, мы прекрасно осознаем конкуренцию на рынке, именно поэтому на столь классические мероприятия упор не делаем. Тем не менее у нас есть достаточно четкое представление о том, какие мероприятия были бы интересны и читателям, и ньюсмейкерам, и журналистам.

— Речь идет о создании интерактивной площадки, где будут встречаться как читатели, так и журналисты. Сразу возникает вопрос, насколько открытым будет доступ к материалам агентства?

— Если говорить о наших материалах, то они, естественно, являются интеллектуальной собственностью агентства. Мы надеемся, что коллеги проявят добросовестность и будут ссылаться на нас как на первоисточник. Проработав долгое время в информационном агентстве, могу сказать, что интервью всегда крайне тщательно отслеживаются коллегами из средств массовой информации. Зачастую бывает так, что именно интервью является единственным источником информации о событии, которое можно процитировать, поставить себе на ленту, дать в эфир или разместить в газете. Что касается интерактивных площадок, то это абсолютно нормальная практика — наши мероприятия не отличаются от стандартных пресс-конференций, и если спикер заявляет что-либо, то журналист имеет право процитировать его, использовать полученную в ходе пресс-конференции информацию без указания площадки, где проходила встреча. То, что касается доступа к разделам, то на стартовом, достаточно продолжительном этапе он будет бесплатным. Это делается для того, чтобы к нам привыкли, нас узнали. Опять же, быть открытым источником — совершенно нормальная практика.

— Кого планируете привлечь к работе в проекте? Есть ли уже определенность в отношении кадрового состава?

— Мы не делаем ставку только на высокопрофессиональных журналистов, имеющих значительный опыт работы в профессии, если говорить о корреспондентах. Конечно, главным редактором портала станет человек профессиональный и опытный, но это уже другой вопрос. Мы будем привлекать молодежь, потому что видим в этом очень большую перспективу — молодые корреспонденты чувствуют личную ответственность в процессе работы, они азартны и увлечены профессией. Мы видим в этом решении выход к молодежи, возможность растить настоящих интервьюеров. Кроме того, мы хотим с самого начала сформировать команду, которая будет работать с нами долгие годы, развиваться вместе с агентством.

— Какие услуги будет оказывать агентство? Как планируете искать клиентов при такой высокой конкуренции?

— Как я уже отметила, наша компания развивает два направления. Первое — это создание и управление электронным СМИ, а второе — предоставление широкого спектра услуг по информационному сопровождению. Мы делаем акцент как на комплексном обслуживании компаний, персон или сопровождении проектов, так и на точечных услугах. Мне кажется, не совсем правильно говорить о том, что клиентов мало, а площадок или агентств, предоставляющих информационные услуги, много. Для каждой услуги найдется свой клиент, у каждой площадки — своя ориентация. Кто-то делает ставку на крупные мероприятия, крупный бизнес.

Но мы забываем, к примеру, о том, что есть еще малые и средние предприниматели, у которых происходит немало событий и которым нужна площадка для того, чтобы об этом рассказать, нужна информационная поддержка. Приуменьшать значение малого и среднего бизнеса, с моей точки зрения, неправильно, потому что очень часто прекрасные инициативы и инновации исходят именно от руководства таких предприятий. У нас ориентация на такие компании, если говорить о бизнес-сегменте: мы хотим дать возможность компаниям представить свои ноу-хау, площадку для дискуссий. Зачастую у таких компаний нет выхода к прессе, нет возможности платить за комплексное обслуживание, но есть желание заявить о себе.

Понимая это, мы делаем ставку на развитие информационного сопровождения не комплексного, а точечного толка. К примеру, развиваем направление работы с уже существующими пресс-службами. Это касается и частных компаний и государственных предприятий. Часто бывает так, что пресс-служба у организации есть, но у нее нет наработанных контактов, сотрудники не умеют работать с прессой, не знают, как подать информацию разным СМИ — телевидению, радио и печатным изданиям. Мы как раз можем стать своеобразным мостиком для клиентов, им не надо тратить средства на комплексное обслуживание, они могут просто заказать ряд необходимых услуг. Для каждого клиента мы разрабатываем свою концепцию. Мы можем разработать стратегию, которую будут реализовывать пресс-служба или рекламный отдел, можем провести мастер-класс для профильных сотрудников, а можем взять на себя полный спектр услуг — от анализа существующей ситуации до выхода компании на необходимый уровень узнаваемости.

— Вы сказали, что компания ориентируется на сегмент среднего и малого предпринимательства, небольшие общественные организации. Достаточно часто представители этого сообщества стремятся найти площадку не только для того, чтобы рассказать о достижениях, но скорее чтобы донести до общества серьезные, неразрешимые проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Агентство станет площадкой для острых неудобных вопросов?

— Что касается остроты тем, то мы выбрали для себя достаточно четкую позицию. Мы не хотим быть на чьей-то стороне. Наша задача максимально полно представить мнения. И это важно. Однобокая трактовка информации противоречит идее нашего агентства. Кроме того, бывает острота, созданная искусственно, ее можно снять, представив, к примеру, мнения всех сторон конфликта. Острых проблем и вопросов мы не боимся. Но мы за достоверность информации, а не за развитие острых тем, которые, может быть, таковыми и не являются.

— Правильно ли говорить, что проект призван восполнить дефицит журналистики мнений в современной медиасфере?

— Я бы немного иначе сформулировала эту концепцию. Это журналистика мнений, но это не означает, что мы представляем абстрактные мнения, не несущие в себе новостей. Наша задача — создать СМИ, в котором новости, факты и события будут подаваться не в коротком, сжатом виде, а в форме развернутого интервью. Интервью — возможность наиболее полно обрисовать ситуацию в формате живого общения со спикером. Это журналистика фактов, поданная в формате мнений.