Медиановости
/ Бизнес, Версии, Власть

2 августа 2013 13:44

"Медиаимперия" Смольного: правила сборки

В кулуарах Смольного активно обсуждается идея создания собственной медиаимперии. Какую конфигурацию может иметь будущая структура – пока никто не знает. Известно лишь, что в намерениях – создать радиостанцию и объединить имеющиеся медиаактивы Смольного.

Источники Лениздат.Ру из числа смольнинских чиновников сообщают, что, возможно, правительство северной столицы рассматривает перспективу кардинально изменить положение правительственных СМИ.

Среди медиаактивов Смольного уже есть телеканал "Санкт-Петербург", газета "Петербургский дневник" и пока малоизвестный широкой публике интернет-портал "Город плюс", запущенный в конце мая 2013 года.

Их-то Смольный якобы и намеревается объединить под крышей единой медиаструктуры, которая, по слухам, может получить статус некоммерческой организации (НКО).

Не отставать от столицы

К слову, у Смольного есть на что ориентироваться – годом раньше правительство Москвы  объединило принадлежащие городу медиаактивы в единый холдинг.

В 2012 году столичные власти собрали в единую структуру три телеканала: эфирный "ТВ Центр" и вещающие в кабеле "Москва 24" и "Доверие", газету "Вечерняя Москва", а также радиостанцию "Говорит Москва". Для того, чтобы сделать два последних приобретения, столичные власти, владеющие 40% акций радио "Говорит Москва" выкупили 60% у петербургского вице-губернатора Василия Кичеджи, и 100% акций "Вечерки" – у "Банка Москвы". Создание московского правительственного медиахолдинга чиновники объяснили тогда "не столько оптимизацией затрат, сколько задачей улучшить качество принадлежащих городу СМИ".

Медиаактивы "сольются в экстазе"

Как может происходить "слияние" медиактивов, пока не известно. Очевидно, что существующие структуры для этих целей малопригодны. "Петроцентр", выпускающий газету "Петербургский дневник" и "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" ("ГАТР"), являющееся учредителем телеканала "Санкт-Петербург", являются открытыми акционерными обществами (ОАО) – коммерческими организациями, которые статус НКО получить не смогут при всем желании.

Юристы предполагают, что для объединения структур Смольного нужна новая структура, изначально обладающая статусом НКО. Ей Смольный передаст либо управление акциями, либо имущественным комплексом будущего медиахолдинга. Еще одной некоммерческой целью организации может стать производство информационного контента для СМИ, который НКО будет передавать на безвозмездной основе свою продукцию смольнинским медиа.

По слухам, сейчас комитет по печати активно прорабатывает идею перевода смольнинских медиаресурсов в статус некоммерческих организаций. Обсуждались разные формы: некоммерческое партнерство, общественная организация, фонд. Но на данный момент чиновники склоняются к тому, что наиболее оптимальная форма – это НКО. Учредителем структуры с такой правовой формой, в отличие от фонда, могут стать органы госвласти. Есть и другие преимущества. "Формат НКО делает процедуру выделения бюджетных денег более легитимной. Проще отдать деньги НКО, чем акционерному обществу", - пояснил источник.

Готовы ли чиновники всерьез взяться за реализацию амбициозного проекта или же просто грезят вслух, – покажет время. В любом случае поиск альтернативных вариантов в высших эшелонах власти свидетельствует о том, что нынешнюю схему существования смольнинских медиа чиновники не считают идеальной. Можно обозначить две причины подобного "перфекционизма".

"Смольнинская диета"

Первая причина – похвальная. Она могла бы свидетельствовать о стремлении чиновников перевести правительственные медиа на внебюджетное финансирование.

В частности, как сообщают источники портала, рассматривается схема, при которой финансирование НКО будет производиться за счет петербургских бизнесменов, а не городского бюджета. Такой "бизнес-подход" к решению проблемы позволил бы  Смольному раз и навсегда остановить поток претензий со стороны СМИ и городских оппозиционеров по поводу нерационального расходования средств налогоплательщиков.

Вливания из городской казны в правительственные медиаструктуры в этом году достигли рекордного значения. В 2013 году чиновники выделили из городского бюджета 398 млн рублей ОАО"ГАТР" и 186 млн - ОАО "Петроцентр". Такие дотации за счет налогоплательщиков не раз вызвали резкую критику со стороны журналистов и становились причиной обвинений УФАС в нарушении комитетом по печати антимонопольного законодательства.

Проблема в том, что по сравнению с бюджетным кормлением новый вид финансирования канала может оказаться "низкокалорийной диетой". Как отмечают источники, знакомые со "смольнинской кухней", в Санкт-Петербурге просто не найдется предпринимателей, которые, даже "скинувшись", будут в состоянии тратить более полумиллиарда в год на содержание медиаактивов Смольного.

Остановив выбор на "бизнес-спонсорстве", Смольный рискует повторить просчет, допущенный при разработке стратегии развития правительственной газеты "Петербургский дневник". По слухам, изначально предполагалось, что со временем издание плавно перейдет от бюджетного финансирования на доходы от размещения рекламы. Однако "воз и ныне там".

Правда, не исключено, что подобное переформатирование могло бы иметь иную природу. Например, формат НКО мог бы освободить чиновников от утомительной практики публичной отчетности за освоение бюджетных средств, выделяемых на правительственные медиа.

Под замком, но на крючке

Формат НКО может рассматриваться Смольным в качестве оптимального варианта и по другой причине: финансирование акционерного общества предполагает публичность, а субсидирование – процедуру отбора заявок. И хотя "Петроцентр" и так в нарушение закона не размещает в публичном пространстве годовую отчетность по расходованию средств, выделенных из бюджета, форма ОАО все же предусматривает большую прозрачность, чем НКО.

В случае, если правовая форма существования медиаструктур будет изменена, расходы по финансированию НКО можно включить в бюджет отдельной целевой строкой, после чего отчет о потраченных средствах перед профильным комитетом (в нашем случае это комитет по печати) будет носить закрытый для общества и прессы характер.

Таким образом, Смольный может решить сразу две задачи. С одной стороны, процедура получения денег из бюджета упростится. При этом информация о выделяемых средствах сузится до одной строчки, которая будет служить единственным отчетом о потраченных средствах перед обществом. Сколько, на что, когда – без подробностей.

С другой стороны, форма отчетности перед комитетом будет носить гораздо более подробный характер. Такая схема предполагает жесткую смету: выделенные на определенные цели деньги нельзя будет потратить ни на что другое. "Полетели камеры – телеканал не сможет их купить, если в смете этого не предусмотрено, – говорят источники портала. – Шаг в сторону от сметы – и начальство городских медиа "на крючке" у Смольного".

Если шаг в сторону НКО будет сделан, быть может, топ-менеджменту правительственных СМИ придется забыть о высоких окладах, в некоторых случаях, по информации портала, достигающих отметки в 500 тысяч рублей в месяц.

К слову, решением о создании НКО Смольный выполнит еще и президентский указ об увеличении финансирования некоммерческих организаций.

"Говорит Петербург"?

Однако форма финансирования будущей медиаимперии – не единственный вопрос на повестке дня. По слухам, перед слиянием медиаактивы Смольного может ждать пополнение. Первые два "кита" будущего медиагиганта известны уже сегодня – это газета "Петербургский дневник" и телеканал "Санкт-Петербург". Также ходят настойчивые слухи о намерении правительства создать правительственную радиостанцию.

Тут инициаторы амбициозного проекта рискуют столкнуться с серьезной проблемой отсутствия свободных частот. Последний конкурс на распределение FM-частот в Петербурге прошел в 2011 году. У создателей нового СМИ есть два выхода: купить частоту или выиграть конкурс на получение лицензии на освободившуюся.

Свободная частота появляется, когда у одной из действующих радиостанций заканчивается лицензия на радиовещание. На конкурс частота уходит только в том случае, если за время вещания радиостанция регулярно получала от Роскомнадзора замечания и предупреждения за нарушение требований законодательства о СМИ. В случае отсутствия претензий от ведомства, радиостанция, по желанию владельцев, имеет право на продление лицензии.

Однако сложно себе представить, что Смольный будет ждать "в засаде", пока Роскомнадзор не найдет злостного нарушителя и не "отберет" у него частоту.

Гораздо более вероятна перспектива приобретения частоты или ее уступки. Источники Лениздат.Ру предполагают, что в качестве таковой может рассматриваться радиостанция "Нева FM" "Балтийской Медиа Группы" (БМГ). Частоту 95.9 FM БМГ приобрел еще в 2011 году, однако запланированный на весну 2012 года запуск "Невы FM" состоялся только через год. Сегодня поклонники проекта  сравнивают детище БМГ с радиостанцией "Максимум" в период ее расцвета", а критики – с "винегретом".

"Если Руднов (Олег Руднов, генеральный директор БМГ – прим. Лениздат.Ру) продаст "Неву", то скорее всего, предпочтет отдать ее Смольному, чем неизвестно кому", – отмечают источники.

Правда, купить частоту на бюджетные средства, выделенные под другие нужды, городские СМИ не имеют права. Зато это могла бы сделать управляющая медиахолдингом некоммерческая организация.

Вся эта многоэтапная громоздкая схема потребует немало времени. Эксперты отмечают, что основные задержки ждут смольнинских энтузиастов на трех этапах: поиска свободной радиочастоты, переоформления пакета лицензий на будущую НКО, которыми владеет "Санкт-Петербург", и проведение инициативы законодательного изменения финансирования будущей медиаимперии Смольного через бюрократические препоны.

Знакомые с ситуацией источники отмечают, что в комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) к этому глобальному проекту комитета по печати отнеслись довольно прохладно. Неудивительно, ведь основные тяготы по переоформлению документов лягут именно на сотрудников этого ведомства, так как в распоряжении телеканала «Санкт-Петербург» находится большой объем городского имущества, который подлежит переоформлению, а это кипы бумаг и трудоемкая работа.

 В случае, если ведомства не согласуют вопрос в ближайшие два месяца, в бюджет следующего года новое НКО включить уже не удастся. Куда более вероятно, что этот "приятный сюрприз" общественность обнаружит в бюджете на 2015 год.