Медиановости
/ Бизнес, Интернет

28 августа 2013 14:10

Соловьева: "Яндекс" и Google для пользователя - это как "нужно" и "хочется" сделать

Глава представительства Google в России Юлия Соловьева в интервью Forbes.ru рассказала о том, как устроен российский бизнес компании, новых продуктах Google и о влиянии на них нового законодательства.

У Google 70 офисов в 40 странах мира. С начала 2013 года его российское представительство возглавляет Юлия Соловьева, до этого занимавшая пост президента холдинга "Проф-Медиа".

Перед тем как возглавить российское представительство  Google Соловьева полгода "собеседовалась" практически со всеми топ-менеджерами европейского и американского офиса. По словам Соловьевой, Google было важно, чтобы "вся эта большая группа людей — директора всех региональных офисов — были на 100% уверены, что мы подходим друг другу не только как управленцы, но и как люди".

"Меня много раз спрашивали о том, что мотивирует меня в жизни помимо работы. В компании есть так называемый airport test. Это воображаемая ситуация: вы с коллегой опоздали на самолет и следующий рейс через 8 часов — как вы проведете это время? И Google чрезвычайно важно, чтобы это время пролетело незаметно, огромное значение в компании придают тому, насколько люди эмоционально подходят друг другу. Мы это называем быть "гугли". Я считаю, что в этом одна из причин успеха компании. Вот я попала сюда и сразу почувствовала себя как дома", - сказала топ-менеджер российского офиса компании.

Также Соловьева считает, что ей удалось объединить команду вокруг общей цели, приоритетов российского Google. "Пришло много новых людей, но и задачи сильно поменялись. Раньше мы были маленькими на маленьком рынке. Сейчас хотим стать большими на активно растущем рынке, ведь рекламный рынок в России через несколько лет будет такой же, как, например, во Франции!" - добавляет она.

Говоря о своих задачах на посту директора, Соловьева отметила, что Google - глобальная компания, и инновации на уровне одной страны тут не оправданны. "Моя задача - правильно выстраивать взаимоотношения с глобальным Google, чтобы очень быстро получать именно те продукты, которые нужны российскому рынку и также быстро их локализовать. Россия долгое время не была той страной, где новые продукты запускались в первую очередь. Сейчас все поменялось", - отмечает топ-менеджер.

Этим летом в компании много работали с geo-продуктами. "Сейчас у нас покрытие около 300 городов, 100 появились в этом году. В 200 городах уже есть наши карты Street-view. В картах появляются новые функции. Например, Indoor maps — карты внутри помещений: ресторанов, офисов, ТЦ, - добавляет Соловьева. - Мы очень хотим привести сюда ChromeBooks — это компьютеры, полностью построенные на Cloud и Chrome".

Также Соловьева считает, что не следует сужать понятия и сравнивать Google только с "Яндексом": "Мы давно уже намного шире, чем поиск. Да и сам поиск меняется: люди все чаще используют мобильный поиск, где мы чувствуем себя уверенно. Кроме того, у нас есть такие продукты, как например YouTube, где определить поле конкуренции в принципе тяжело. С кем конкурирует YouTube? C российским телевидением? Ну уж точно не с "Яндексом"".

Кроме того, ей не хотелось бы сравнивать продукты двух компаний, например сервисы Google Maps и "Яндекс.Пробки".

"Сейчас большое внимание мы уделяем продвижению продуктов. Их популярность ведь во многом зависит от восприятия на пользовательском уровне, эмоциональной привязанности. Что же касается качества поиска, наполнения карт — две компании находятся вровень, - говорит Соловьева. - "Яндекс"в моем понимании — это то, что пользователю НУЖНО сделать: посмотреть утром погоду, пробки, новости. А Google — это то, что ХОЧЕТСЯ сделать: зайти в YouTube, загрузить фильм в GPlay. Нам хотелось бы, чтобы ассоциация у пользователей была именно такой: "Я пришел на Google отдохнуть". Это мы и будем продвигать".

Соловьева также прокомментировала антипиратский закон, который начал недавно действовать в России. "Сейчас от закона возникает такое ощущение: «Вы все априори виноваты, докажите, что это не так». А это не так. Давайте бороться только с пиратами, а не со всем интернетом. Нас, конечно, очень волнует IP-блокировка, потому что на одном IP расположено множество ресурсов. Очень важно, чтобы было досудебное регулирование, чтобы была блокировка не по IP, а по URL. Всем понятно, что есть определенное количество пиратов, и эти пираты известны — те же «торренты». А то получается, что из-за ошибочных блокировок могут пострадать реальные площадки, которые строят бизнес вместе с правообладателями. И есть опасность вместе с водой выплеснуть и ребенка", - считает она.

Говоря об отличии российского офиса от глобального, Соловьева заявила, что Россия для Google — рынок сложный, если не уникальный. "Во-первых, здесь особая конкурентная ситуация (наличие «Яндекса»- Прим. Ред.). Во-вторых, наши логистические и бухгалтерские вопросы (когда, например, надо распечатывать горы документов и проштамповывать их) иногда заводят глобальный Google в тупик. Многие вещи, которые они могут решать единым подходом в других странах, в Россию не вписываются. И долгое время глобальный Google этого не понимал. Сейчас понимает, что мы специфический рынок, где нужен особый подход".

В настоящее время в московском офисе Google  работает около 100 человек. В петербургском, который Соловьева еще не разу не посещала, - 50 разработчиков. По ее словам, сейчас российское отделение активно растет, в ближайшие пару лет штат может увеличиться втрое.

Несмотря на то что своего центра разработки в России нет, здесь инженеры занимаются не только российскими, но и глобальными разработками. И наоборот — в Маунтин-Вью много программистов, занятых российскими задачами.

"Я не руковожу разработками. Разработчики не отчитываются мне. Я работаю с продуктовыми вице-президентами. Моя задача — чтобы был классный продукт, и я работаю с руководителями. А уже они ставят задачи соответствующим подразделениям. А еще у Google такой подход: абсолютно не важно, где ты сидишь. Например, директор по маркетингу, который отвечает за рынки Восточной и Юго-Восточной Европы, сидит в Израиле. Часть маркетологов — в Париже, финансисты — в Лондоне. Поэтому моя задача — не столько растить «царство» Googleв России, сколько интегрироваться в глобальную «семью»", - поясняет Соловьева.

Теги:  google