Мнения

14 октября 2013 17:39

Жена Аллахвердова: "Представить Андрея пиратом – само по себе шутка"

Вместе с фотографом Денисом Синяковым на борту ледокола Greenpeace «Арктик Санрайз» находился пресс-секретарь организации, бывший главный редактор Фонда независимого радиовещания, известный и любимый в Москве и регионах журналист Андрей Аллахвердов. О том, почему надо бороться за освобождение экологов, Лениздат.Ру поговорил с женой и коллегами Андрея.

Вместе с другими активистами Greenpeace, задержанными в середине сентября за мирную акцию около нефтедобывающей платформы «Приразломная», глава пресс-службы российского Creenpeace Андрей Аллахвердов находится в мурманском СИЗО. 8 октября апелляционный суд признал его арест законным. Под стражей Аллахвердов останется до 24 ноября – суда по делу о нападении на «Приразломную».

«Он понимает свою ответственность»

Имя Андрея Аллахвердова хорошо знакомо сотням региональных журналистов. Долгое время, с начала 2000-х, Андрей работал в качестве главного редактора Фонда независимого радиовещания. После того, как ФНР прекратил выпуск собственного контента, был дан старт различным программам обучению радийной журналистике в регионах.

«Обучали региональных журналистов основам профессии, жанрам репортажа, документальной программы, – говорит жена Аллахвердова Вероника Дмитриева. – В этот период Андрей и разрабатывал различные тренинги, и сам их очень много проводил. С коллегами они ежегодно проводят фестиваль «Вместе радио». Он объездил всю Россию, поэтому все региональные журналисты его знают и любят».

Бывший заместитель Аллахвердова в ФНР Елена Упорова рассказывает: «Аллахвердов прекрасно преподавал в МГУ этику журналистики, это был его конек. Только сбалансированные факты. Андрей – представитель очень честной, сбалансированной журналистики».

По словам близких Андрею людей, экологией он интересовался всегда. «Он, как человек с очень цивилизованным мышлением, более продвинут, чем средний обыватель. Андрей очень хорошо отдает себе отчет в том, что такое проблемы окружающей среды, – отмечает жена Андрея Вероника. – В повседневной жизни он уже много лет раздельно собирает мусор, отвозит в переработку – ему не лень этим заниматься, потому что он понимает и чувствует свою ответственность. На даче скрупулезно объясняет всем соседям, почему нельзя жечь пластик, даже листья жечь нехорошо. Сначала над ним все смеялись, теперь у нас в дачном поселке все стараются следовать его примеру».

Долгое время Аллахвердов писал о прикладной и фундаментальной российской науке, вел программу «Экологически чистый журнал» на «Радио России». «В этой программе задачей Андрея было представлять разные точки зрения на проблему,–объясняет Вероника Дмитриева. –  Он старался объективно подавать информацию, поэтому, скажем, если это была программа о генетически модифицированных продуктах, он представлял и точку зрения производителя этих продуктов, и точку зрения экологов, которые с ними боролись».

Уже тогда у Андрея Аллахвердова, по словам его коллег, установилось тесное взаимоотношение с Greenpeace. Как рассказывает Елена Упорова, некоторые бывшие ученики Аллахвердова недоумевают, почему он связался с такой «лженаучной» организацией, как Greenpeace. «Андрей прекрасно знает, что GreenPeace – научная организация, они проводят огромное количество исследований с признанными экспертами, каждое слово проверяется», – говорит Упорова.

Жена Аллахвердова Вероника рассказывает, что отношения между Андреем и активистами российского Greenpeace были настолько хорошими, что, когда журналист искал работу, предложение от организации было вполне естественным. С января 2013 года Аллахвердов возглавил пресс-службу российского отделения Greenpeace.

«Greenpeace обычно залезает и слезает»

Знакомые с ситуацией более обстоятельно утверждают: в момент акции у «Приразломной» Аллахавердов находился на судне «Арктик Санрайз».

«Роль Андрея была минимальной. Ни в каких шлюпках он никуда не спускался, находился в это время на борту ледокола, его задачей было быстро написать новость для публикации, – поясняет Вероника Дмитриева. –  Он не участвовал, он физически не мог в этой лодке находиться, не такого типа человек – не альпинист, не водолаз».

«Его задачей было связываться с журналистами, сообщать об акции, о ситуации в Арктике – обыкновенная работа главы пресс-службы, пресс-секретаря, – говорит Елена Упорова. – Это была акция Greenpeace International, а Андрей знает и прекрасно владеет английским и русским языками».

В целом коллеги и друзья Аллахвердова сходятся на мысли, что арест экологических активистов вне закона. «Мы считаем незаконным арест всей команды «Арктик Санрайз». Это была абсолютно стандартная миролюбивая акция Greenpeace, – утверждает Елена Упорова. – Акция, направленная на привлечение внимания общественности. Greenpeace обычно залезает и слезает. Ничего сверхъестественного не произошло, никто ничего никогда не захватывал».

Несмотря на поручительства журналиста Юрия Сапрыкина и заместителя главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Марины Королевой, положительные характеристики от директора «Радио России» и множества региональных радиостанций, апелляционный суд 8 октября признал законным арест Аллахвердова. Его жена уверяет: содержание в СИЗО – это метод психологического давления.

«Андрей сам по себе человек патологически миролюбивый, не приемлет насилия ни в какой форме. Представить Андрея пиратом – само по себе такая шутка, когда он выйдет, мы будем над этим очень долго смеяться, – говорит Вероника Дмитриева. – Само задержание и содержание под арестом до момента суда – это полный абсурд, потому что они никуда не могут убежать. У Андрея забрали все паспорта, все документы – куда он может убежать? Их держат в этой тюрьме. Я считаю, что это месть и, безусловно, психологическое давление».

«Пожалуйста, сделайте это»

Петербургский журналист, продюсер «Эха Москвы» Валерий Нечай на личной странице в Facebook предложил коллегам поддержать Аллахвердова. Активисты создали сайт, где говорят о том, почему необходимо защитить Андрея и активистов Greenpeace.

«Для начала мы хотим, чтобы Андрею изменили меру пресечения. Есть гостиница в Мурманске, где он может жить. Есть поручители, которые за него готовы поручиться. Есть деньги, которые собрали для залога. Андрей ни на кого не нападет, и никуда не скроется, поскольку у него забрали все документы, включая загранпаспорт. Что требуется? Чтобы как можно больше людей послали требования/обращения об изменении меры пресечения в суд, следственный комитет и прокуратуру. Пожалуйста, сделайте это», – призывают коллеги Аллахвердова.

«Выглядит он хорошо, спокоен и бодр духом. На условия в СИЗО не жалуется, говорит, жить можно. У него два сокамерника, они сидят по уголовным статьям. Андрей говорит, что они хорошие ребята и ему с ними повезло. Контакта с внешним миром у него никакого нет. Общения с членами команды тоже нет. Книги – только через тюремную библиотеку», – сообщает официальный пресс-релиз Greenpeace. В случае, если освободить Андрея не удастся, он пробудет в Мурманском СИЗО до суда, который состоится 24 ноября.