Медиановости
/ Интернет, Медиасреда, Пресса

22 октября 2013 19:36

Дискуссия редакторов печатных СМИ: носитель не имеет значения

Какое место в современном российском медиа-ландшафте занимают печатные издания – этот вопрос обсудили участники XI форума СМИ Северо-Запада "Сезам-2013" 22 октября. Руководители крупнейших газет Северо-западного региона, сошлись во мнении - бумажная пресса обязательно выживет. А вот каким образом и за счет чего – вопрос открытый.

В  круглом столе, модератором которого стал президент редакции "Известий" Владимир Мамонтов, приняли участие представители "Делового Петербурга", "Новой газеты в Петербурге", "Калининградской правды" и "Мурманского вестника". Вопрос обозначили просто:  Есть ли в эпоху всеобщей цифровизации перспективы у печатных СМИ?

Владимир Мамонтов сразу же заявил: по его мнению, по сравнению с 1990-ми годами XX века, читатель стал больше интересоваться качественной прессой. Президент "Известий" выделяет две тенденции: либо человек отказывается от чтения газет в принципе, либо начинает выбирать качественные издания.

По мнению главного редактора "Мурманского вестника" Марины Гончаренко, пока ученые и журналисты дискутировали по поводу противостояния интернета и прессы, проблема потеряла свою остроту. "Несмотря на развитие цифровых технологий, интернета и всего того, что, казалось еще совсем недавно, поглотит бумажный носитель, мы можем констатировать: во-первых, бумажный носитель устоял, - сообщила Марина Гончаренко. – Во-вторых, поскольку я работаю главным редактором региональной газеты, я могу сказать, что перспективы и слухи о смерти бумажного носителя, по крайней мере, что касается громадного сегмента провинциальной качественной прессы, очень сильно преувеличены".

Марина Гончаренко подчеркнула – несмотря на то, что новостную информацию в большинстве своем мы потребляем в интернете, бумажная газета "существует как матрица, как первооснова". По мнению главреда "Мурманского вестника", бумажная газета будет жить еще долго.

Владимир Мамонтов поинтересовался у коллеги – не кажется ли Гончаренко, что печатные издания сохраняют свою актуальность, поскольку быстрый и хороший интернет еще не распространен в России повсеместно. Марина Гончаренко затруднилась ответить за аудиторию по всей стране, однако отметила, что Мурманская область, где издается ее газета – настоящий "оазис интернета", в регионе нет проблем с доступом в сеть.

"Не тиражи, ничто другое не меняется — люди по-прежнему хотят получать газету. Посетители сайта - это ровно второй тираж издания", - заметила главред "Мурманского вестника".

В дискуссию вступила главный редактор "Новой газеты в Петербурге" Диана Качалова, которая обратила внимание аудитории на тот факт, что  в интернете качественную журналистику не читают. " Население в интернете, в основном, сидит в "Одноклассниках" и на Mail.Ru, - охарактеризовала она структуру потребления информации. - Новости и информацию аудитория черпает не из качественных медиа,  а из ресурсов, о существовании которых, мы с вами, умные и обученные, даже не догадываемся. Поэтому говорить о том, что, как только придет интернет, наступит смерть газет, рановато".

Качалова подчеркнула, что в поисках способов выживания многие издания как в России, так и за рубежом, пытаются одновременно делать одной командой несколько проектов. "Мне довелось работать главным редактором газеты "Мой район", - рассказала главред "Новой". – Настал момент, когда мы должны были одновременно делать и газету, и сайт. Это была шизофрения. Я могу сказать, что заставить людей, которые пишут для газеты, работать в ритме сайта – очень сложно".

На защиту редакций, которые занимаются и онлайн-ресурсом, и печатной версией газеты единовременно, выступил главный редактор "Делового Петербурга" Максим Васюков. По его словам, очень правильно, когда один человек работает на нескольких принципиально разных платформах.

"Когда мы участвуем в таких дискуссиях, возникает ощущение – будто если умрет газета, то куда-то пропадет журналистика, - отметил Васюков. – Безусловно, это не так. Мы занимаемся тем, что мы производим контент, продаем его аудитории, а затем аудиторию продаем рекламодателям. В глобальной перспективе не так принципиально, будет носитель печатным, или это будет сайт. Нам не нужно бояться смерти бумажного носителя и спасать его, главное, чтобы наш контент был востребован аудиторией".

К обсуждению болезненной темы подключился генеральный директор газеты "Калининградская правда" Игорь Никонов. Он сообщил коллегам, что те сравнивают "круглое с теплым", сопоставляя способ подачи информации и саму информацию. "Мы рассуждаем, на какой бумаге печатать газету. Бумаги много, теперь она может быть любая. Носитель не имеет значения. Имеет значение то, о чем мы говорим. Есть газета, есть у газеты электронная копия. Да, мы, как новостной ресурс, уже потеряли свое – и пусть, пусть. Газету читают из-за того, что она какую-то тему поднимает, устроила дискуссию по какому-либо поводу, или там есть несколько журналистов, которых хочется читать".

К разговору присоединились слушатели форума "СеЗам-2013". Представительница Ассоциации муниципальных газет Калининградской области посетовала на пользователей социальных сетей, которые относят себя к журналистам. По ее мнению, настоящие журналисты – это профессионалы с "моральным правом" доносить до общества ту или иную информацию, а написать в социальной сети о каком-либо событии и считать себя после этого журналистом – большая ошибка. Участники дискуссии со слушательницей не согласились, выступив в защиту гражданской журналистики и отметив, что,  в частности, это неплохой способ получить профессиональный опыт.

Был поднят и вопрос размещения рекламы в медиа. Слушатели выразили мнение, что продавать рекламные площади в интернет-СМИ пока значительно сложнее, чем в печатных СМИ – рекламодатели больше доверяют последним. С этим тезисом не согласился Максим Васюков, отметив, что доход от рекламы на сайте "Делового Петербурга" растет в среднем на 25% в год, в то время как доход от печатной версии тоже растет, но далеко не такими темпами.

Васюков поднял и другой вопрос, связанный с  финансированием  СМИ. По его мнению, важным средством существования может стать платный контент. Как отметил Васюков, в России это успешно удалось сделать двум газетам – собственно "Деловому Петербургу" и "Ведомостям". Участники дискуссии стали обсуждать, готовы ли они платить за информацию в интернете так же, как и за номер печатного издания. "Бесплатно посмотреть – да, а заплатить деньги даже за плохую новость о "Единой России" - вряд ли", - отметила Марина Гончаренко, вызвав смех в зале.

Слово передали молодому человеку, который заявил, что задаст острый вопрос и просит отнестись к нему серьезно. "Убирая мат из печатных СМИ  – мы кастрируем или нет печатные СМИ?" - поинтересовался слушатель, предварительно проиллюстрировав свой вопрос примером с нецензурной лексикой. За смелость и здоровую провокацию Владимир Мамонтов его похвалил, за несдержанное поведение "в присутствии дам" - пожурил, но обсуждать вопрос о запрете обсценной лексики в СМИ журналисты не стали.

Круглый стол о проблемах периодических печатных изданий прошел в рамках XI форума СМИ Северо-запада "Сезам-2013". Мероприятие проходило в новом здании Александрийского театра 21-22 октября. Помимо проведения различных дискуссионных площадок и других форматов общения, на форуме состоялось торжественное награждение финалистов одноименного журналистского конкурса.