Медиановости
/ Бизнес, Власть, Пресса

21 марта 2014 22:26

Подписные издания смогут выжить за счет "Петербургского дневника"

Правительство перестанет выделять "Почте России" субсидии на распространение подписных изданий. Издатели полагают, что этот шаг будет иметь самые плачевные последствия для прессы. Чтобы исправить ситуацию, депутат петербургского парламента Марина Шишкина предложила Смольному выделить субсидии на подписку из ведомственной структуры расходов комитета по печати.

К чему приведет отмена господдержки? Об этом представители медиа рассуждали на круглом столе, который состоялся в ИА "Росбалт" сегодня, 21 марта. В прошлом году размер субсидии на доставку печатных  СМИ по подписке, заложенной в бюджете РФ, составил 3 миллиарда рублей. Средства "Почта России" получала как компенсацию за затраты, понесенные за счет того, что структура держала цены по доставке прессы на нынешнем уровне. 

С отменой субсидии почта будет вынуждена установить рыночные тарифы, чтобы компенсировать убытки. Главы крупнейших российских издательских домов уже написали  открытое письмо Владимиру Путину с просьбой сохранить субсидии.  Глава Минкомсвязи Николай Никифоров пообещал, что цены на подписку не  вырастут более, чем на 25 %, однако,  журналисты к таким заявлениям относятся крайне скептически.

На круглом столе выступил представитель "Почты России" – заместитель директора по коммерции Управления Федеральной Почтовой Связи Санкт-Петербурга и Ленобласти Олег Машковский. По его словам, даже получая госсубсидии на доставку, "Почта России" несла убытки. "В прошлом году на доставку мы потратили около 9 млрд рублей, - рассказал он. -  Мы заработали на доставке 3 млрд  и еще 3 млрд получили в качестве дотаций. В итоге мы получаем 3 млрд. убытков".   Подписка, как утверждает представитель почты, становится убыточной из-за  дальних районов и регионов: доставлять прессу туда дороже  всего".

Машковский  также отметил, что цены на подписку повысят не для всех - надбавку будут рассчитывать в зависимости от расположения региона.  Сейчас "Почта России" разрабатывает систему скидок, сообщил он. Например, если читатель оформит подписку не до ящика, а до почтового отделения, она будет стоить на 40% дешевле.  "Цена на каждое издание рассчитывается индивидуально.  В апреле начнется новое полугодие подписки. То есть нам за неделю надо внести все цены в каталоги. Это огромный объем работы", -  добавляет Машковский.

"У вас неделя на то, чтобы сделать каталог, а у нас еще меньше времени на то, чтобы оповестить читателей о ценах. А нормальное издание должно объяснить аудитории, почему цены повышаются", -  отметила главный редактор "Новой газеты в Санкт-Петербурге" Диана Качалова. " Звонить разъяренные читатели будут не на почту, а в редакцию, полагая, что именно мы завышаем цену".

С такой позицией согласны многие представители петербургских СМИ. Резкое  повышение цен на тарифы может снизить и без того немногочисленную аудиторию подписчиков - по словам Олега Машковского, в Петербурге она насчитывает всего 200 тысяч человек.

Менеджер по специальным проектам Гильдии издателей периодической прессы Лилия Бордукова в Петербурге сообщила, что организация направила письмо в Минкомсвязи с просьбой вернуть субсидии почте. В ответ на это представители Минкомсвязи заявили -  предоставление дотации не будет возобновлено. Тем не менее, чиновники пообещали не допускать удорожания печатных СМИ в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.  Согласно документу, подписка на ежедневные издания подорожает на 30-50 рублей, на еженедельные – от 80-150 рублей. Цены на небольшие региональные издания повысятся примерно на 20-30 рублей.

Депутат Законодательного Собрания Марина Шишкина считает, что отмена субсидий – еще один шаг к уничтожению отрасли печатных СМИ: "В прошлом году была похожая ситуация с ларьками . Вчера мы убивали розницу, а сегодня – подписку. Но если газеты исчезнут, то люди просто перестанут читать. Не надо полагаться на интернет  и телевидение -   даже федеральный канал "НТВ" вещает не по всей стране ".

Шишкина подчеркнула -  доставкой должна заниматься именно "Почта России",  потому что именно она, в отличие от коммерческих пресс-агентств, может оказывать услуги во всех регионах страны. Последние занимаются распространением печатных СМИ для юридических  лиц в крупных городах – этот вид доставки считается наиболее выгодным для распространителя.

Марина Шишкина предложила выход из сложившейся ситуации: "Сумма, необходимая для поддержки "Почте России" не кажется мне катастрофической для городского бюджета или бюджета области.  Город регулярно тратит многомиллионные суммы на увеличение тиража, и львиная доля этой суммы уходит на спонсирование газеты "Петербургский дневник". Мы на эти деньги можем спокойно прожить. Так давайте серьезно разберемся в расходах комитета по печати". Депутат ЗакСа подчеркнула - в  возможной поддержке со стороны комитета Ленобласти она не сомневается, а вот городской комитет может отказаться финансировать доставку за счет городских средств. Получить ответ от  самих представителей ведомства так и не удалось – несмотря на обещания, чиновники комитета по печати так и не прибыли на пресс-конференцию.

Олег Машковский предположил, что самый простой вариант поддержки  - компенсация  затрат издателям. Для этого, конечно, тоже необходимо вмешательство городских властей, которые пока вопрос отмены субсидий никак не комментируют.

Более оптимистично высказался  Андрей Башнин, главный редактор газеты "Вести". "Вы говорите о повышении доставочной цены так, как, будто сталкиваетесь с этим впервые, - отметил он. - Решение о замораживании цены было принято только в 2008 году, до этого мы жили каждые полгода, ожидая увеличения цен. И эти годы были далеко не самыми плохими. Для нас ситуация поднятия цен привычная, мы знаем, как с ней бороться. Главная ошибка тех, кто отобрал субсидию в том, что ее сначала внезапно ввели, а потом также внезапно отменили".

"Субсидии были от государства весь постсоветский период, но, тем не менее, мы продолжали индексировать в зависимости от инфляции,- пояснил мотивацию властей Машковский. – В 2008 году мы договорились, что будем получать субсидии, но при этом перестанем поднимать тарифы на доставку.  За эти пять лет цена каталожных изданий в среднем увеличилась на 70% . Поэтому сейчас и получается такой ценовой скачок при отказе от субсидий".

Представители медиа сошлись считают, что для решения проблемы необходимо объединить усилия. "Если мы сейчас не просто разойдемся, а начнем делать хотя  бы что-то и начать использовать хотя бы какие-то механизмы и рычаги, то на ситуацию еще можно повлиять", - подчеркнула Диана Качалова. – Но это нужно сделать всем журналистским цехом, вместе с депутатами и "Почтой России" и даже вместе со Смольным. Просто нельзя позволять это запускать".