Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

30 мая 2015 01:50

Борьба с цензурой: основные итоги VIII съезда Союза журналистов СПб и ЛО

Утверждение новой Ассоциации журналистских союзов, «потеря» 100 ТВ, судьба киосков прессы и борьба с ограничением свободы слова – VIII съезд Союза журналистов Петербурга и Ленобласти неожиданно заявил довольно радикальную в современных условиях повестку дня.

Ожидаемое переизбрание председателем Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Людмилы Фомичевой, президента «Интерфакс-Северо-Запад», и утверждение списка правления из 60 человек оказались, скорее, «техническими» событиями VIII съезда.

Неожиданным оказалось единогласие при принятии резолюции съезда, имеющей в нынешних условиях радикальный характер – она касалась защиты интересов отрасли от многочисленных законодательных инициатив последнего времени. Оттенял эту ситуацию зал, заполненный в основном людьми «глубоко среднего» возраста и старше, и общая обстановка, напоминающая мероприятия времен СССР.

Во-первых, было решено учредить Ассоциацию журналистских союзов, которая должна объединить союзы журналистов Санкт-Петербурга, Москвы и Краснодарского края. Ассоциация призвана лоббировать интересы журналистского сообщества и выступать против многочисленных поправок в законодательство о СМИ. Ее сторонники не хотят вступать в конфронтацию с Союзом журналистов России, но надеются, что новый союз станет более эффективной площадкой для отстаивания цеховых интересов.

Во-вторых, председатель городского комитета по печати Сергей Серезлеев предложил решать проблему киосков распространения печатной прессы совместно с Союзом журналистов или специально созданной для этих целей структурой: профессиональной организации предлагается либо безвозмездно использовать некоторые из киосков, либо совместно рассмотреть возможность применить к киоскам прессы понижающий коэффициент (систему снижения оплаты).

В-третьих, обсуждалась необходимость попытаться помочь телеканалу 100 ТВ, который с сентября 2015 года сменит формат и станет «LifeNews Невой». В результате Петербург, по мнению многих собравшихся, лишится уникального социально-политического городского канала.

Кроме того, затрагивался вопрос возрождения университета рабочих корреспондентов и открытия музея фронтовой печати.

Камень преткновения

Создание Ассоциации журналистских союзов поддержал председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев, и именно этот вопрос обсуждался наиболее горячо – отчасти из-за резкого отношения Гусева к Союзу журналистов России. Идея же создания ассоциации возникла после конфликта в декабре 2013 года между Союзом журналистов России и Союзами Петербурга и Москвы, которые не хотят входить в его состав с потерей автономии.

Категорически осудил идею создания нового союза доцент кафедры телерадиожурналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Сергей Ильченко. «Мне не понравилось конфронтационное настроение, с которым выступал господин Гусев, – заявил журналист. – Я опасаюсь, что это заведомое внесение раздора в Союз на всероссийском уровне». Поддержала его и Людмила Громова, декан факультета журналистики СПбГУ. Она подчеркнула: сейчас журналистам нужно думать о консолидации, а не о конфронтации, об объединении, а не создании очередных ассоциаций.

Но сторонники инициативы были убедительнее. Журналист Андрей Корнеев сообщил, что другого выхода, кроме создания не связанной с Союзом журналистов России организации, у петербургских коллег нет. «Мы-то где в структуре Союза журналистов России? – возмутился Корнеев. – Мы пытались найти общий язык с Богдановым (главой СЖ РФ. – Лениздат.Ру). Никаких юридических основ, которые не позволяют нам войти в Союз журналистов России, нет. Но нас не услышали. Меня тоже не вдохновляет конфронтационность. Но ассоциация – это возможность активнее продвигать инициативы. Быть выброшенными, находиться вне – это тоже неправильно».

Не петербургский союз инициировал разрыв – добавила гендиректор Росбалта Лариса Афонина. «Вспомним классиков: чтобы объединиться, нужно размежеваться, – заявила она. – Союз журналистов России вступался за "Дождь", за Тимченко, за "Росбалт"? Нет. Этого голоса вообще не слышно. Вот эту ситуацию нужно менять. Нам нужно реальное дело, потому что журналистика в опасности».

Политолог Юрий Светов напомнил, что уже возникали попытки создать отделение Союза журналистов России в Петербурге: «Мне тоже несимпатичен Гусев, но ситуация такая, что у журналистов Петербурга, Москвы и Кубани есть общие взгляды, а с другими этих общих взглядов как-то нет».

Потеря городского канала

Другая тема, которая неоднократно дискутировалась на съезде, – ситуация вокруг телеканала 100 ТВ, который с сентября 2015 года сменит формат и станет «продолжением» LifeNews. Председатель петербургского союза журналистов Людмила Фомичева заявила, что организация не должна оставить без внимания ситуацию на телеканале. «Буквально за месяц разрушено то, что строилось годами, – сообщила Фомичева. – Десятки коллег потеряли работу».

Чуть более конкретное предложение озвучила депутат Марина Шишкина. Она призвала коллег не отступаться от судьбы телеканала 100 ТВ, несмотря на то, что ситуация «юридически чистая», и обратиться к городским властям.  Несмотря на то, что право на изменение формата вещания телеканала юридически принадлежит управляющему Араму Габрелянову, депутат считает, что город не имеет права оставить проблему без внимания. «Мы теряем не только практически единственный городской канал, мы теряем и тех людей, которые уходят, – подчеркнула Шишкина. – Мы призываем власть не устраняться от этой проблемы. Совершенно благовидный предлог лишает жизни телеканал и газеты».

Депутата поддержал и председатель комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области Андрей Радин, который сам работал на 100 ТВ. «Наша работа становится никому не нужна. Вот что меня волнует. Так же никто не выступал за "Росбалт" (агентство боролось за лицензию, которую Роскомнадзор после двух предупреждений в судебном порядке хотел признать недействительной. — Прим. Лениздат.Ру), кроме журналистского сообщества. То же самое мы видим с "соткой". Получается, мы что-то делаем, нам кажется, что это важно, а оказывается — это никого не волнует», — резюмировал Радин.

Меньше свободы, больше согласия

А вот тема многочисленных поправок к законодательству о СМИ и необходимости всеми силами сопротивляться давлению со стороны властей присутствовала почти во всех выступлениях, с ней не спорил никто. Даже на входе делегатов встречала большая стенгазета, представляющая хронологию давления на СМИ, примеры такого давления и главных «героев», по инициативе которых постепенно «урезалась» свобода слова. «Фактически в стране явочным порядком возрождается цензура», – говорится в резолюции, принятой на съезде.

«Зачем принимать эти законы, которые привели к жесточайшему кризису в профессии? – возмущался на съезде Павел Гусев. – На 60% по стране упала реклама. Упал на 60% средний и малый бизнес. Уничтожаются киоски – больше 30% газетных киосков закрыты. Цель государства – уничтожить мысль». «Все, что нам надо – чтобы дали работать по совести, – замечает главный редактор «Невского времени» Михаил Иванов. – Это и есть свобода слова».

Борьбу с законодателями за свободу слова участники съезда признали одним из важнейших направлений работы Союза журналистов Петербурга и ЛО. Одна из существенных подвижек здесь – готовящиеся депутатские слушания о проблемах СМИ с участием представителей профессионального сообщества.

Обсудили и идею напомнить государству и обществу о создателях акции «Бессмертный полк» – журналистах томского телеканала ТВ2, а также «защитить это движение от «чиновничьего самопиара». Изначально петербургский Союз журналистов планировал инициировать награждение государственными премиями создателей акции, но те отказались именно потому, что главная идея акции – анонимность.

В сущности, почти все вопросы принимались единогласно (зал оживился, когда объявили о двух воздержавшихся от выбора Людмилы Фомичевой). За повестку, резолюцию, 60 кандидатур в правление и прочие «многосоставные» вопросы голосовали списком, никаких предложений новых кандидатов или протестов против уже предложенных не было. В прениях деятельность петербургского Союза журналистов и лично Людмилы Фомичевой получила исключительно самые положительные отзывы от всех выступавших (только Людмила Громова посетовала на то, что СПбГУ недостаточно привлекается к программе профессиональной переподготовки, которую проводит организация, а Марина Шишкина шутя посоветовала председателю бросить привычку разговаривать по двум телефонам одновременно). Некоторое сопротивление собравшихся встретило только предложение учредить Ассоциацию журналистов, но и его в итоге приняли со счетом 95 «за», 4 «против», 7 воздержавшихся.

Особого внимания заслуживают и выступления отдельных участников съезда. В ближайшее время Лениздат.Ру ознакомит с ними читателей.