Медиановости
/ Бизнес, Кадры, Медиасреда, Петербург

22 июля 2015 21:06

Андрей Радин: «100 ТВ» никогда не был бизнес–проектом

 
Закат «100 ТВ» начался за четыре года до того, как он перешел под управление Арама Габрелянова и начал превращаться в LifeNews, считает Андрей Радин, бывший главный редактор телеканала, ныне занимающий должность председателя комитета по печати Ленобласти. Однако «сотка» могла позволить себе новаторские проекты и была полноценным петербургским СМИ, хотя и не приносила прибыли прежнему владельцу.
 
На открытой лекции в Школе политической журналистики 21 июля он рассказал о своей работе на телеканале «100 ТВ» и перспективах развития петербургского телевидения.
 
Телевидение и интернет-СМИ начинаются с архива
 
Знак равенства между журналистикой и телевидением провести нельзя, считает Радин. «Это могут быть картины или пресс-релизы, отражение действительности, которую хотела бы видеть власть, но в полной мере журналистики именно на петербургском телевидении сейчас недостаточно», — сказал бывший главред и гендиректор «100 ТВ». По его мнению, классическое телевидение в корне отличается от интернета, потому что телевещание — непрерывный 24-часовой цикл, который состоит из программ разного формата,  в то время как в интернете это невозможно. До недавнего времени в Петербурге было две структуры: канал «Санкт-Петербург» и  «100 ТВ», но последний прекратил свое существование и превратился в московский LifeNews с петербургской пропиской. «Поэтому сейчас перспектива петербургского телевидения связана только с каналом "Санкт-Петербург", который либо будет развиваться, либо не будет», — подытожил Андрей Радин. Он считает, что после того, как начнет работать LifeNews, возможно, возникнет желание создать какую-либо альтернативу, к примеру интернет-канал, который бы рассказывал о жизни города, но не с позиций Смольного и потребностей рынка (на что будет ориентирован LifeNews), а именно для широкого зрителя, заключает Радин. 
 
Журналист уверен, что если театр начинается с вешалки, то телевидение и интернет-вещание берут начало от архива. «Сегодня, допустим, сняли 5 репортажей, и они занимают определенное место. Чтобы раскрутить интернет-канал, нужно хранилище, которое позволит пользователю найти тот или иной материал в Сети, в архиве, по ссылке», — считает Андрей Радин. И, по его мнению, если телевидение дорого обходится по содержанию, то интернет — по хранению информации. Существует мало каналов, у которых есть собственный сервер, в то время как большая часть из них располагается в Израиле или США. «Необходимо найти пространство, обширный архив для того, чтобы хранить там материалы и считаться серьезным СМИ, а не просто страничкой "ВКонтакте"», — уверен спикер.
 
Телеканал «100 ТВ», где Радин работал с 2006 по 2011 год, изначально создавался Андреем Лихачевым, известным топ-менеджером и руководителем «Ленэнерго», для решения собственных политических целей: он хотел раскрутить канал, чтобы тот в будущем стал площадкой для участия в губернаторской гонке. Но в момент раскрутки канала президент издал указ, согласно которому кандидатов на пост губернатора будут назначать, и телеканал стал не нужен. «Желающих купить "СТО", как он изначально назывался, было достаточно: от криминальных авторитетов до друзей президента. В итоге канал приобрел Олег Руднов и включил в состав "Балтийской медиа-группы", — вспоминал Радин. — Он стал экспериментировать с форматами, и на канале появилось много интересного. Отчасти он был провинциальным, но по крайней мере "СТО" выступал полноценным петербургским круглосуточным каналом, который показывал и прямые трансляции парадов, концертов, футбольных и хоккейный матчей, и экспериментальные программы». 
 
Телеканал изначально не опирался на новостное вещание. Программа «Две новости» состояла из одной хорошей и одной плохой новости. «Как ни странно, даже для этого эфира было сложно найти одну хорошую новость и одну плохую. В один день, к примеру, все плохие, и нужно было искать какой–то "позитивчик". Либо информация была такая, что приходилось искать какую-нибудь гадость»,—рассказал Андрей Радин. Позже «Две новости» уступили место «Последним известиям», которые могли бы называться и просто «Новости». Однако Андрей Радин считает название информационного блока своеобразной визитной карточкой на ТВ. «У любого уважающего себя канала они имеют собственное название», — уверен бывший главред «100 ТВ». 
 
Новаторство и закат «сотки»
 
Программы «100 ТВ» не прерывались рекламными блоками, что помогало привлекать зрителей на начальных этапах развития СМИ. «Владельцем канала был настоящий, коренной петербуржец со своими собственными предпочтениями, и реклама на телеканалах была одним из тех факторов, которые его раздражали, — рассказал Андрей Радин. — И мы старались рекламу минимизировать, возможности и средства позволяли». 
 
Но большую часть аудитории, по его мнению, привлекло не отсутствие рекламы, а появление на экране «Зенита». «Это был дорогой, но самый удобный способ привлечь людей», — уверен спикер. Чтобы канал начали смотреть и цитировать, необходимо определенное время на подготовку кадров и планирование сетки вещания, а также достаточно большие средства. Андрей Радин как главный редактор предпочел набрать молодую редакцию, а не «покупать» известных ведущих. «Для воспитания нового поколения журналистов потребуется время, — пояснил бывший главред. — Они должны пройти через череду ошибок, найти себя, почувствовать вкус к тому, что они делают. Таких людей еще нужно найти, и на дороге они не валяются». Но привлекать аудиторию к телеканалу необходимо сразу. Именно поэтому было решено купить трансляции «Зенита»: во-первых, футбольный клуб является определенным брендом Петербурга, а во-вторых, таких трансляций в то время на местном телевидении не было. «И если правообладатель, коим являлся "НТВ-Плюс", не покажет матчи "Зенита" в прямом эфире, то их не увидит никто», — рассказал бывший главред. 
 
В итоге, после подписания договора с «НТВ-Плюс», телеканал «100 ТВ» показывал домашние и гостевые матчи в прямом эфире. Однако в договоре были некоторые обременения, касающиеся рекламы спонсоров и спутникового канала «НТВ-Плюс». К тому же покупка прав на трансляцию обошлась «сотке» недешево и нужно было сократить убытки. Однако без продаваемых рекламных блоков это сделать трудно. «Была придумана следующая схема: мы сделали программу, которая была до футбола, в перерыве и после него. В такую программу рекламу включить было можно, — сообщил Андрей Радин. — И когда начиналась программа, зрители понимали, что сейчас будет футбол, шло обсуждение и начиналась реклама, но никто из аудитории не осознавал, чья это реклама: петербургская или московская». 
 
Вместе с тем бывший главный редактор уверен, что остановки вещания необходимы. На телеканале «100 ТВ» использовали так называемую «межпрограммку»: некий блок, который отделял одну программу от другой и носил не только технический характер, но и достаточно познавательный. Например, «История одного дома» или «История одной картины» — короткий сюжет об одной из картин Русского музея. В юбилеи классиков литературы ведущие канала в стилизованной студии читали выдержки из художественных произведений. «Это тоже своего рода реклама, только реклама самого канала», — объяснил Андрей Радин. Но бизнес–проектом канал никогда не был. «"100 ТВ" никогда не зарабатывал, он только тратил деньги, — рассказал журналист. — Что касается последних лет, то трещать по швам он стал года четыре назад, когда его новаторство и новизна стали уходить. В это время достаточно часто менялись руководители, и каждый из них приходил со своей собственной концепцией». 
 
По мнению бывшего медиаменеджера, потакать желаниям аудитории нужно, но перевоспитывать — бессмысленно. «Народ будет покупать легкие журналы, желтые издания на плохой бумаге, откуда можно почерпнуть много интересного, где есть скандалы, что-то из жизни звезд, где есть кроссворд», — уверен Радин. По его мнению, обществу необходимы газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», журнал «Деньги», ведь большую часть людей беспокоят экономические, политические проблемы, связанные с их жизнью. «Но практика показывает, что с точки зрения материализованного продукта чем больше каких-нибудь астрологов, экстрасенсов, тем более это востребовано. Даже государственный канал запускает ток-шоу а-ля "Пусть говорят", потому что этого хочет зритель. Воспринимать телевидение как просветительскую структуру не стоит», — заключил бывший главный редактор «100 ТВ».
 
 
Андрей Радин окончил факультет журналистики ЛГУ. Свою профессиональную карьеру начал в 1990 году корреспондентом на телеканале «Петербург — 5 канал». Затем работал в аналогичной должности на НТВ, с 2007 года стал главным редактором телеканала «100 ТВ», а в 2009 занял пост и генерального директора этого канала. В марте 2014 года получил должность главы комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.
 
Дважды лауреат «Золотого пера» (Гран-при в 2001 году, победитель в номинации «Лучшая телевизионная программа» в 2002 году), а также ряда других журналистских премий и правительственных наград. 
 
Напомним, «100 ТВ» начал вещание в Петербурге в 2003 году, а в 2006 году вошел в состав «Балтийской медиа-группы» и почти полностью сменил руководство. В разное время главными редакторами телеканала были Андрей Радин, Алексей Васильев и Сергей Шевыкин. «100 ТВ» завоевал такие премии, как «Тэфи», «Тэфи-регион» и «Золотое перо».
 
После смерти Олега Руднова в январе 2015 года его холдинг «Балтийская медиа-группа», в который входит телеканал «100 ТВ», перешел под управление гендиректора News Media Арама Габрелянова. В сентябре 2015 года ожидается перезапуск телеканала уже под названием LifeNews: новое медиа станет сугубо новостным.