Медиановости
/ Власть, Медиасреда, Петербург

25 сентября 2015 20:49

Петербургские СМИ о псковских депутатах: Это хуже Милонова

 
Парламентские корреспонденты из Петербурга 24 сентября побывали на заседании Псковского областного собрания, где депутат Лев Шлосберг был лишен мандата. Журналисты поделились с Лениздат.Ру впечатлениями о поведении псковских депутатов и сравнили их работу с петербургским ЗакСом и Госдумой.
 
Законы не важны
 
На заседании должны были обсудить конкретный вопрос — участие Льва Шлосберга в судебном процессе, где оспаривалось внесение НКО «Центр социального проектирования "Возрождение"» в реестр иностранных агентов. Шлосберг представлял интересы организации по доверенности как бывший директор. Суд первой инстанции участие в процессе депутата разрешил, суд второй инстанции — запретил. 
 
Прокуратура Псковской области, в свою очередь, отметила нарушение, а парламент решил за это лишить депутата мандата, хотя, согласно федеральному законодательству, представительство в суде не является основанием для подобного наказания
 
Об этом и должна была пойти дискуссия: является или не является нарушение поводом для изгнания Льва Шлосберга. Но оказалось, что Псковское областное собрание волнуют совсем другие вопросы.  
 
«Как всегда, я стал думать: может, действительно было нарушение, изучал законы, — рассказал Лениздат.Ру Василий Романов, главный редактор «Агентства бизнес новостей». — Но когда я услышал, что люди говорят, прости господи, с парламентской трибуны, то понял, что читать законы здесь бессмысленно. Здесь какая-то ненависть, причем уже зоологическая». 
 
«Большую часть времени потратили на обсуждение того, как Шлосберг всех успел достать негативом, на который он указывает публике, как он плохо влияет на область, на ее имидж, как он является агентом Госдепа… — добавляет корреспондент «Росбалта» Софья Мохова. — Основания можно найти всегда, закон можно трактовать в любом удобном ключе». 
 
Так, единоросс Алексей Севастьянов обвинял Шлосберга в том, что тот — «рупор Госдепа на территории Псковской области», «прыгая через могилы воинов и слезы матерей, ведет фотофиксацию происходящего», «переступает через святое» и его сердце «не бьется в такт с нашим». А лидер фракции ЛДПР Сергей Макарченко и вовсе предлагал «дать Добби носок и выпустить на волю» (в книге «Гарри Поттер» персонаж Добби — домашний эльф, он считается рабом, но если хозяин подарит ему какую-нибудь вещь (например, носок), то этим освободит. — Прим. Лениздат.Ру).
 
Царство мести
 
Все это напоминало  процессы, о которых пишут в учебниках, рассказывают журналисты, и с этой точки зрения для любого корреспондента такой опыт интересен. «Одно дело — когда ты читаешь процесс Даниеля и Синявского в каких-то стенограммах и не видишь за этими шрифтами людей, — рассказывает Василий Романов. — А другое — когда все то же поведение, то же человеческое нутро выплескивается на тебя не только в звуке, но и в картинке. Ты можешь пойти и потрогать этих людей, задать им вопросы». 
 
Все это, рассказал главный редактор сайта «Моего района» Сергей Ковальченко, производило удручающее впечатление. «Псковские депутаты показали себя, во-первых, людьми мстительными, во-вторых — невоспитанными. Они с самого начала знали, что будут принимать такое решение. Были вылиты все обиды, которые накопились за эти годы». При этом обиды, заметил журналист, «коммунальные», бытовые. «Скажем, ты яркий политик, умеешь себя подать, тебя знают на федеральном уровне, и поэтому ты такой нехороший, — объяснил свою точку зрения Ковальченко. — Они, конечно, завидуют его известности, тому, что он может себе позволить то, что не могут себе позволить они». 
 
«Ему припомнили и поставили в упрек все — начиная с того, что он якобы играет на публику и обращается к телекамерам, и заканчивая псковскими десантниками»,  — согласилась с коллегой Софья Мохова.   
 
При этом своих настоящих мотивов «никто даже не скрывал», заметил Сергей Ковальченко. «Это сквозило в их выступлениях, они были совершенно как коммунальные бабки, — рассказал он. — Шлосбергу припомнили историю с псковскими десантниками люди, которые хотели как-то выслужиться перед Москвой и местным начальством и показать перед федеральными СМИ, какие они патриоты».
 
Более того, депутат Алексей Севастьянов так и сказал журналистам на пресс-подходе: они так долго терпели Шлосберга, «что больше нельзя», рассказал Лениздат.Ру Василий Романов.
 
Чужим здесь не рады
 
Негативное отношение со стороны депутатов из Пскова почувствовали на себе и петербургские журналисты. «Когда после объявления результатов голосования мы стали уходить, господин Севастьянов сказал: "Ну и идите отсюда, воздух чище будет", — рассказал Сергей Ковальченко. — Никто даже не скрывал своего отношения. Они рисовались перед нами в своей наглости, это было показательное "избиение", плюс они демонстрировали, какие они первые парни на деревне».
 
Впрочем, не рады были в псковском парламенте и другим гостям, которые приехали поддержать Льва Шлосберга: депутату Госдумы Дмитрию Гудкову, депутату петербургского ЗакСа Борису Вишневскому, председателю партии «Яблоко» Сергею Митрохину и главе петербургского отделения партии Михаилу Амосову. Гостям заявили, что они «нарушили нормы тактичности», «приехав в чужой дом» и произнося речи в защиту Шлосберга.  
 
Хуже ЗакСа и Милонова
 
После такой экскурсии в Псковское областное собрание журналисты переоценили свой опыт работы в петербургском ЗакСе. «Если сравнить, петербургский парламент — образец интеллигентности, все депутаты вполне прилично смотрятся, — заметил Василий Романов. — Даже Виталий Валентинович Милонов. Потому что у него, по крайней мере, есть определенный культурный фон, он может щеголять какими-то цитатами. Здесь, к сожалению,  при всем моем уважении к городу Пскову со всей его великой историей, какая-то абсолютная дремучесть, неинтеллигентность, агрессия». 
 
«Даже учитывая то, сколько у нас странных личностей в парламенте, псковское областное собрание производит гораздо более гнетущее впечатление», — согласна София Мохова.
 
Сергей Ковальченко и вовсе назвал петербургский ЗакС в сравнении с псковским «светочем интеллигенции». «Мы с коллегами вспоминали добрым словом Виталия Валентиновича Милонова, который по сравнению с товарищем Севастьяновым какой-то профессор Преображенский», — заметил он.  
 
Вообще, как рассказал Лениздат.Ру главный редактор «Псковской губернии» Денис Камалягин, депутат Милонов в псковском парламенте 24 сентября упоминался часто. «Это такая лакмусовая бумажка, которая отделяет что-то сумасшедшее, но в рамках приличия от Псковской области», — пошутил редактор. 
 
Привычными глазами
 
Камалягин также заметил, что для псковских журналистов заседание не стало таким шоком, как для приезжих гостей. «Все выступавшие сегодня толкают речи регулярно и несут такую чушь, что делают заголовки для федеральных СМИ по пять штук за минуту , — рассказал Лениздат.Ру редактор. — Я несколько раз уходил с сессий собрания, чтобы сберечь собственное психическое состояние, потому что не выдерживал даже как журналист, который должен быть объективным». 
 
Аргументацию, которую журналисты услышали в псковском парламенте, Камалягин тоже назвал абсолютно привычной.  
 
«Митрохин назвал это самым позорным заседанием, на котором он присутствовал, а я вам могу сказать, что я присутствовал на более позорных, — уверен он. — Например, когда у нас поддерживали "закон Димы Яковлева"». Тогда сначала депутаты проголосовали против законопроекта, а потом переголосовали «за». «Мне вполне привычно видеть людей в тех же ролях, в которых они обычно выступают, — признался Денис Камалягин. — Хотя я видел, что многие мои коллеги, приехавшие к нам в первый раз на заседание, были шокированы». 
 
Системная ошибка
 
Впрочем, корреспондент Закс.Ру Светлана Зобова считает, что ничего из ряда вон выходящего не произошло. Неудивительно и показательно, считает она, было не только лишение мандата Шлосберга, но и поведение псковских парламентариев.
 
«Не удивили те приемы, которыми они пытались ограничивать свободу слова,  — та же трансляция выступления Дмитрия Гудкова была недоступна журналистам в зале, — рассказала корреспондент. — Это объяснили технической ошибкой, но, скорее всего, это было не так. Не удивило поведение депутатов, которые нас оскорбляли и ерничали. Когда журналисты пошли на пресс-подход к Шлосбергу, Митрохину и Вишневскому, они начали иронизировать, что городские проблемы им не интересны и так далее. Не удивила реакция большей части псковской прессы, которая там была и которую можно выразить фразой "Ну и что?"».
 
По мнению журналистки, обсуждение лишения Шлосберга мандата — очень яркий, наглядный и красивый пример того, что происходит в России сейчас. «Салтыков-Щедрин, наше время, — заключила она. — Мне кажется, мы никогда от него не избавимся».