Мнения
/ Интервью

21 декабря 2015 18:59

Александр Селезнев: Прессе нужна «живая стабильность»

 
Главный редактор газеты Невского района «Славянка сегодня» Александр Селезнев  на прошедшем 15-16 декабря в Петербурге Фестивале малой прессы призвал власти отказаться от практики аукционов на выпуск газет. На том же фестивале «Славянка сегодня» была названа лучшим изданием в своей категории. Лениздат.Ру побеседовал с Александром Селезневым о падении качества муниципальных газет, подложных тиражах и нехватке ресурсов в малой прессе.
 
— Расскажите немного о текстах «Славянки», завоевавших награды. В номинациях «Очерк» и «Интервью» лучшие тексты принадлежали одному и тому же вашему журналисту?
 
— Да, Анна Чуруксаева — кандидат филологических наук, востребованный профессионал. Особенно удалось, пожалуй, интервью с главным режиссером театра «Петербург-концерт» Николаем Дуксиным. Раздел культуры в нашей газете вообще традиционный и устоявшийся. Также стоит заметить, у нас с текстами работают два редактора. Каждый текст — коллективная работа и корреспондента, и редактора, один из которых по образованию театровед.
 
— Сколько журналистов работает в «Славянке»?
 
— В штате у нас сейчас один журналист, еще двое — вне штата. Было время, когда было в штате больше: два, три человека плюс практиканты. Сейчас у нас и верстальщик работает «на сделке», а не на повременке.  Обсуждали недавно кандидатуру верстальщика, просившегося на работу, спрашиваю: «Какая у вас была норма выработки?» Он говорит: «У нас был оклад». В нашей газете такого не бывает  — все по выработке. Журналист получает в зависимости от объема написанного, редакторы — в зависимости от объема сделанных газет. Сколько удалось выпустить газет по заказу, столько и получаем. Сейчас наша редакция выпускает одну районную газету и две муниципальных. Раньше мы выпускали две-три районных. Куда нас зовут, там мы работаем. Мы не идем сами по себе на каждые торги — только тогда, когда участвовать нас приглашает заказчик, считая, что мы квалифицированная команда.
 
— Насколько такая работа — типичная ситуация в малой прессе?
 
— Я не очень люблю термин «малая». Сожаление вызывает, когда газеты, считающиеся «большими», выходят тиражом в 10 тысяч экземпляров. Вот у нас «Санкт-Петербургские ведомости» с 50 тысяч, к сожалению, дошли до 20 тысяч экземпляров. У нас же тираж 50 тысяч экземпляров, у кого-то 40 тысяч, 60 тысяч. Называть это «малой прессой»… Если только с точки зрения меньшей форматности. Может быть, лучше говорить «местная пресса» — в противовес общегородской.
 
Ситуации же бывают разные. Вот на Фестивале малой прессы говорили про «Экстра-Балт». Это издательский дом и рекламное агентство, как и «Петроцентр», «Курьер». Это, как правило, объединенные редакции, которые обрабатывают районы «квадратно-гнездовым» методом. С приходом их на рынок местной прессы в районах появились похожие, одинаковые издания. Мы все-таки делаем индивидуальный продукт, поскольку родились и привязаны к району. «Славянка сегодня» существует двадцать лет — зарегистрирована как самостоятельное издание в 1995 году, начала выходить годом ранее в виде приложения к газете «Октябрьская магистраль». Мы живем в Невском районе, живем его жизнью. Я, например, был членом коллегии администрации, районного совета по развитию образования. Мы — часть района, а не подрядчики, которые пришли заработать деньги.
 
— В чем особенность вашей редакционной политики?
 
— Мы стараемся делать газету положительной информации. Мы считаем, что журналистики катастроф и так хватает. Главное — донести самые важные сведения и информацию жителям и еще найти что-то интересное. Газета ведь элемент культуры. В «Вечерке» была сильная культурная часть, ее потеря сказалась на городе. С другой стороны, когда такая газета выходит десятитысячным тиражом в пятимиллионном городе — можно ли это считать полноценным общегородским изданием? Видимо, менеджмент все же работал недостаточно эффективно. 
 
Я не так однозначно оцениваю, например, «Петербургский дневник». Специфичное издание, которое могло пойти в другую сторону в своем развитии, может быть, стать еженедельником с миллионным тиражом.  По-моему, в начале там было намного больше журналистики.
 
Лучше ли раз в неделю делать газету для всех жителей или делать каждый день, чтобы читали по утрам те, кто ездит в метро? Мы в некотором смысле делаем продукт для людей, которые не так интенсивно передвигаются по городу, поскольку разносим большую часть по квартирам. На весь район тиража, конечно, не хватает. Времена не те, выделяются не те средства. 
 
Эффективность в данном случае легко оценить. Вот выступал на фестивале товарищ (главный редактор газеты «Муниципальный вестник» МО Шушары Артемий Галицын. — прим. Лениздат.Ру), заявил, что газета получает на год более полутора миллионов, тираж раз в месяц — 20 тысяч. Мы подсчитали, получилось 6-7 рублей за экземпляр.
 
Реальная же себестоимость газеты — рубля два с половиной, максимум — три. Цена завышена вдвое, куда уходят деньги? Если, как он утверждает, у него и авторы пишут бесплатно, по дружбе, и он зарплату не получает — куда уходит, грубо говоря, миллион? А ведь на эти деньги можно было бы выпускать те же 50 тысяч тиража или выходить два раза в месяц вместо одного. Все можно проанализировать, себестоимость газет известна. Ниже себестоимости, конечно, никто без причины выпускать не будет. Если на торгах цену сбивают ниже всякой экономической целесообразности — этого в реальности не бывает. Есть же предел, при котором редакция может жить и работать. А мы видим, как люди выигрывают торги при очень сомнительной возможности что-то выпускать в запланированном объеме при существующих типографских ценах. 
 
— В рамках дискуссии на фестивале вы также высказывались о проблемах, которые создает конкурс на право выпускать газету. Вы считаете, эта практика ведет к низкому качеству изданий?
 
— Вот буквально вчера были торги за выпуск одной муниципальной газеты — не буду говорить, какой. Один из участников аукциона позвонил другому и заявил, что снимет свою кандидатуру, если ему заплатят деньги. Это нормальная ситуация? Он и не собирался ничего издавать, просто пытается зарабатывать таким образом.
 
Нашу независимую газету можем издавать только мы сами,  мы же и отвечаем за ее качество. Зато газету администрации может издавать любой, кто предложит денег поменьше. О каком качестве в таком случае может идти речь? Где качество творческого материала, когда от предположительно разумной цены за издание, обозначенной в начале торгов, цена снижается на сорок процентов и в итоге остается денег только на бумагу. Люди, которые не заинтересованы в качестве газеты, в таком случае будут искать возможность смухлевать с тиражом. Смысл процесса при этом теряется. Если мы хотим дать жителям города доступную, качественную информацию, надо уходить от этой системы. 
 
— Какие вы видите выходы из сложившейся ситуации на рынке? 
 
— В области есть издания, которые получают определенные дотации на типографские работы и прекрасно выходят, обеспечивая информацией областное население. Почему тогда в Кронштадте или в Колпино целых три газеты, когда можно профинансировать одну, которая будет тиражом покрывать все?
 
Например, в каком-то районе появляется новый глава, и ему непременно нужно учредить новую газету. При этом уже есть всем известная газета, которая выпускается много лет («Кронштадтский вестник». — прим. Лениздат.Ру). Что не устраивает этого главу, который пришел на более короткий срок, чем существует газета? Кто оказывается большим временщиком в этом случае?
 
Не должен каждый новый глава района пытаться создавать новую газету. Неправильно это. Если администратор не умеет работать с тем, что есть, видимо это плохой администратор. И отдельный человек, и народ хочет, прежде всего, стабильности. Но стабильности не мертвой, а когда то, что уже есть, продолжает развиваться.
 
— Испытываете ли вы сегодня проблемы с реализацией продукта?
 
— Мы занимаемся выкладкой газет в районной администрации, других учреждениях. Адресная программа разноски по домам у нас согласована с администрацией. Предприятие, отвечающее за качество разноски, работает на подряде. Изначально при малых тиражах разносил актив за небольшие деньги, но со временем «подустал», а мы трепетно относимся к своему продукту и не хотим, чтобы он где-нибудь валялся пачками. Контролируем, чтобы газета доставлялась вся.
 
Не считаю, как некоторые редакторы, что нужно выпускать небольшой тираж, чтобы тот как можно быстрее ушел с лотков. Но ведь когда малая печать мгновенно уходит из раскладки, ее тем более не видно читателю. Социология легко покажет, какие газеты знакомы жителям и в каких районах.
 
Помогла бы и подписка. Депутаты раньше постоянно поднимали вопрос о выделении средств на подписку для инвалидов, пенсионеров, незащищенных категорий граждан. Тут упирается в то, что почта достаточно дорого берет за разнос. Может быть, нужно организовать постоянную выкладку на почте или в местах получения пенсии, чтобы до большего количества потенциальных читателей доходили газеты. Есть ведь люди, для которых местная пресса — один из основных источников информации. Впрочем, я думаю, и молодежь может заинтересоваться, когда постоянно видит, что читают старшие, и если верстка и материалы по тематике будут «цеплять» всю семью.
 
— Вы не считаете, что районные и муниципальные газеты окончательно потеряли молодую часть аудитории?
 
— Главное, чтобы был интерес к молодежи у создателей таких изданий. В газете может быть молодежная редакция, например. Мы издавали в свое время детскую газету, когда для того была возможность и поддержка. В некоторых районах такие газеты есть и сейчас. В Москве также, например, есть опыт постоянной поддержки издания детской прессы. 
 
— Во время награждения «Славянки сегодня» на ФМП вы отметили, что уровень вашей газеты еще «не идеал» и всем участникам есть куда стремиться. Какие вы видите основные проблемы в местной прессе?
 
— Показательно уже то, что в фестивале участвовало вдвое меньше изданий, чем потенциально могло бы. Может быть, некоторые сами понимают, что им «не с чем» участвовать в таких конкурсах. Уровень разных изданий малой прессы различается очень резко. Есть проработанные, профессиональные материалы, а есть просто глянцевые малотиражные буклетики, поделки. К тому же, если в газете пять портретов руководителя муниципалитета или какого-нибудь уважаемого депутата Законодательного собрания, тоже все очевидно. Такие издатели не понимают, что у читателя постоянный вид одного политика в газете вызовет не любовь, а скорее отторжение.  Когда глава администрации муниципалитета или специалист по ЖКХ назначается главным редактором газеты, что тут можно сказать? «Непрофессионал, но человек хороший». А возможности привлечения профессионалов-журналистов в городе в последнее время из-за известных событий даже увеличились…
 
— Могут ли муниципальные и городские власти помочь в сложившейся обстановке?
 
— Может быть, для этого полезны как раз такие конкурсы, фестивали. Чиновнику ведь тоже трудно за всем уследить. Первоначально конкурсы районных и муниципальных газет, кстати, вел не комитет по печати, а комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления.
 
Хорошо, что в условиях аукционов город находит средства и на грантовую поддержку СМИ, хотя и она не всегда спасает. 
 
Хорошо также, что СПбГУ включился в фестиваль. Надеюсь, будут вовлекаться  и организации, которые смогут поддержать районную и муниципальную прессу в том числе финансово.
 
Мы же со своей стороны готовы делать больше и лучше. Все упирается в средства.
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга