Медиановости
/ Власть, Медиасреда, Петербург

20 октября 2016 20:48

Издателей районных газет выберут к декабрю

Комитет по печати продолжает развивать свой проект по централизации издания районных газет. В проект городского бюджета на 2017 год уже заложено 54 млн рублей в виде субсидии, получателем которой значится АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки». Схема взаимодействия властей, объединенной редакции «Районы. Кварталы», издателей «районок» и пресс-служб районных администраций представлена всем заинтересованным сторонам, включая главу петербургского УФАС Вадима Владимирова. Конкурсный отбор подрядчиков начнется в ноябре, а в декабре уже станет известно, кто будет получателем субсидий с января 2017 года.

Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев в течение последних двух недель провел совещания с главными редакторами «районок», с пресс-секретарями районных администраций, а также с секретариатом Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленобласти и лично навестил главу УФАС по Петербургу Вадима Владимирова. На этих встречах он разъяснял, по какому сценарию будет развиваться взаимодействие городских властей, объединенной редакции «Районы. Кварталы», издателей районных газеты и пресс-служб районных администраций. Детали устройства и функционирования проекта по централизации издания районных газет до сих пор были неизвестны широкому кругу. В распоряжении Лениздата оказались подробности этой схемы.

«Районы.Кварталы»: сценарий Смольного

Процедура отбора издателей районных газет через аукцион, как и сообщалось ранее, упраздняется, а деньги, находившиеся в ведении районных администраций, «перетекают» в расходы комитета по печати в виде субсидии. В проект городского бюджета на 2017 год на эти цели пока заложено 54 млн рублей, однако практика показывает, что к окончательному чтению закона о бюджете предварительно заявленные суммы могут существенно возрасти. Получателем субсидии значится Автономная некоммерческая организация (АНО) «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки». Эта структура, напомним, была создана постановлением городского правительства 5 сентября 2007 года и получила в управление Дом журналиста, а в 2016 году стала учредителем печатного средства массовой информации «Районы.Кварталы». Редакция этого СМИ под руководством Михаила Иванова должна обеспечивать и контролировать выпуск унифицированных районных газет.

Как стало известно Лениздат.Ру, правительственное АНО будет распределять субсидию по трем направлениям. Часть средств получат издатели за создание локального контента «районок». Их определят в результате конкурсного отбора. Также предполагается отдельный конкурсный отбор подрядчиков по распространению районных газет. Попытаться стать распространителями могут сами издатели, за ними сохранена возможность принять участие в отборе. Еще часть средств достанется победителю конкурса на централизованную печать всех 18 изданий. Также в структуру расходов включены зарплаты семерых сотрудников объединенной редакции (главного редактора, двух его заместителей, ответственного секретаря, корректора, дизайнера и журналиста) и оплата работ по поддержке интернет-ресурсов холдинга.

На АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» возложена функция размещения рекламы в районных газетах. Под рекламу, которая должна продаваться «единым пакетом» в 18 районных газетах, в соответствии с законом отводится не более 40% площадей. При наличии непроданных площадей «дыры» будет закрывать социальная реклама от комитета по печати.

Комитет по печати оставляет за собой составление обязательной адресной программы доставки районных газет по администрациям, многофункциональным центрам (МФЦ), поликлиникам и торговым сетям и другим социальным объектам. Предполагается также распространение газет со специализированных стоек в метро, а также в автобусах и маршрутках на пригородных направлениях.

Сценарий для издателей

Взаимодействие издателей «районок» и объединенной редакции, по планам Смольного, должно развиваться по следующей схеме: потенциальный подрядчик, у которого есть действующее зарегистрированное СМИ, подает заявку на участие в конкурсном отборе. Еще одну заявку он может подать на распространение газет. Победителей будет определять конкурсная комиссия – новое звено, о котором ранее не сообщалось. В комиссию, как стало известно Лениздат.Ру, должны войти три чиновника из комитета по печати, в том числе Сергей Серезлеев, а также представители журналистских организаций и ассоциаций.

Смольный заверяет, что, вопреки опасениям некоторых действующих издателей, чиновники намерены сохранить уже сложившиеся редакции районных газет. Поэтому комиссия будет учитывать в первую очередь следующие критерии: «стаж» работы редакции – на основании свидетельства о регистрации СМИ, наличие опыта в издательстве районных газет и знание местной специфики, а также наличие квалифицированных кадров в составе редакции.

По данным источников Лениздат.Ру, редакциям районных газет предлагается две схемы взаимодействия: выпуск газеты под названием собственного, уже зарегистрированного СМИ и издание «отдельных выпусков». Функционал редакций ограничивается подготовкой фото- и текстовых материалов для шести районных полос два раза в месяц, их версткой и корректурой, а также распространением. При этом еще две полосы «единой городской информационной повестки» будет поставлять всей сети изданий редакция «Районы. Кварталы». Она же берет на себя функции по медиапланированию, контроль за выпусками и печатью и размещением информации в 18 интернет-версиях газет и в их группах в соцсетях. Заниматься соцсетями будут внештатные сотрудники. Пресс-службы районных администраций тоже будут участниками творческого процесса. За ними остается сбор информации для редакций газет, их сайтов и соцсетей.

Итогом реформы, по замыслу ее авторов, должны стать сокращение управленческих расходов и расходов на печать, повышение качества районных газет и экономия бюджетных средств за счет получения доходов от рекламы.

Встреча с главой УФАС

Обо всем этом шла речь на встрече главы комитета по печати и руководителя петербургского управления антимонопольной службы, сообщил Лениздат.Ру Сергей Серезлеев. По его словам, необходимость такой беседы связана с полученным ранее предостережением от возможных нарушений при создании правительственного медиахолдинга, которое УФАС выдало комитету по печати в сентябре. 

«Я счел необходимым приехать к Вадиму Владимирову и достаточно подробно его проинформировать о наших действиях как руководителя контролирующего органа. Я рассказал ему о новой стратегии издания районных газет и о том, как она будет реализовываться с точки зрения правового поля. Разговор состоялся конструктивный. На этом этапе Владимирова всё удовлетворило», - поделился впечатлением от прошедшей встречи в УФАС глава комитета по печати. По словам Серезлеева, он заверил руководителя УФАС, что централизация издания «районок» будет проходить исключительно в правовом поле. По словам главы комитета по печати, больше всего УФАС волновал механизм распределения субсидии.

Он подтвердил, что издателей газет, которые получат деньги из бюджета, определит конкурсная комиссия. В ее работе, сообщил Серезлеев, примут участие глава Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Людмила Фомичева, президент региональной общественной организации «Санкт-Петербургская лига журналистов» Виталий Волков, глава Ассоциации средств массовой информации Северо-Запада Александр Потехин и директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Анатолий Пую.

«Это будет конкурсная процедура в рамках 223-го федерального закона (ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - прим. Лениздат.Ру). Комиссия будет состоять не только из чиновников, а из профессионалов, которые будут рассматривать заявки претендентов на основе критериев, которые мы уже базово заявляли. Это цена, опыт работы и профессионализм редакции, то есть те компоненты, которые помогут отобрать редакцию, которая имеет опыт работы издания газеты для конкретного района города на протяжении десятка лет. Вот что главное», - подчеркнул Серезлеев.

Эта же концепция была представлена на секретариате Союза журналистов. «Непонимания я не услышал, более того, мы даже пригласили Союз журналистов поучаствовать в конкурсных процедурах», - отметил глава комитета по печати.

По его словам, комитет планирует, что работа конкурсной комиссии начнется в ноябре, чтобы в декабре уже было понятно, кто будет получателем субсидий с января 2017 года.

Факт встречи главы комитета по печати с руководителем петербургского УФАС подтвердила глава пресс-службы управления антимонопольной службы Марина Нериновская. «Насколько я понимаю, речь идет о том, что деньги будут выделяться все-таки на конкурсной основе. Тогда претензии нашего ведомства снимаются. Но надо смотреть, как это всё будет проводиться», - отметила Нериновская в беседе с Лениздат.Ру.

В УФАС заверили, что продолжат следить за развитием событий, «раз тема такая больная». «Конечно, хотелось бы получить реакцию от заинтересованных средств массовой информации. Специалисты отдела, которые выдали предостережение, ситуацию на рынке СМИ не знают. В таких случаях нужна жалоба участника рынка, у которого есть претензии и который понес ущерб», - пояснила руководитель пресс-службы управления Марина Нериновская.

Такая больная тема

Издателей смущают несколько моментов в концепции медиахолдинга Смольного. Из предложенной комитетом по печати схемы следует, что им предлагается работать над районным контентом газет. Еще две «идеологических» полосы выпустит редакция «Районы. Кварталы». «Проблема в том, что Смольный хочет продавать рекламу в этих газетах. Если это так, то возникает вопрос, куда будет ставиться районная информация?» - задается вопросом гендиректор одного из крупнейших издателей районных газет ИД «Курьер-медиа» Светлана Яркова.

Как уже говорилось, редакции смогут претендовать на лоты по распространению. А вот печать, по планам Смольного, будет централизованной. Предложенная схема сокращения трат из бюджета не выдерживает критики, утверждают несогласные с предложением Смольного издатели. Их не убеждает аргумент о существенной экономии за счет централизации и сокращения административно-управленческих расходов. Доля последних, по их оценкам, настолько незначительна в общей смете, что сводит на нет все усилия в этом направлении. А вот печать и распространение тиража, по мнению опытных участников рынка, никак не удешевить, ни газетам, ни Смольному.

Не убеждает рынок и потенциальная прибыль, которую комитет по печати рассчитывает получить от пакетной продажи рекламы в районных газетах. Издатели считают, что озвученная Сергеем Серезлеевым сумма возможного дохода (по данным источников Лениздат.Ру, речь идет о 12 млн рублей в год) также не слишком велика, а вопрос выделения рекламных мест в изданиях недостаточно проработан. Участники рынка полагают, что в Смольном планируют продавать рекламу сразу на всех площадках нового медиахолдинга единым лотом – на телеканале «Санкт-Петербург», в газете «Петербургский дневник» и в районных газетах, которые будут распространять в метрополитене. Они опасаются, что при реализации такой схемы будут нарушены условия конкуренции для всех участников рынка СМИ.