Мнения
/ Интервью

20 февраля 2019 12:11

«Петербург без чернухи и заказухи»

Еще не СМИ, но уже со своими новостями и эксклюзивами – в Петербурге в начале февраля появился новый проект «Поребрик.Медиа». Его создатель Василий Романов – бывший журналист, гендиректор, а до этого и главред АБН. «Лениздат» поговорил с Василием о том, как создаются новые медиа.



- Как появился «Поребрик.Медиа»? Вы, еще работая в АБН, стали думать о своем медиа-проекте?

- Для начала надо пояснить: мой уход из АБН как менеджера состоялся задолго до продажи издания. В сентябре 2017 года я уступил кресло главного редактора Елене Васильевой, в апреле 2018 фактически оставил и должность генерального директора. Поэтому 31 января этого года я ушел из АБН исключительно как журналист. Этот уход стал для меня неожиданным, как и для всей команды известие о продаже агентства. Но так бывает.

О новом городском издании я размышлял, наверное, последний год. Не в том смысле, что вот сейчас начну делать, а в том, что хорошо бы, чтоб было какое-нибудь другое издание. Вот об этом я думал последний год, но ничего определенного запускать я не собирался. В общем, не секрет, что у меня есть много работы и амбиций в областях, которые с журналистикой не связаны. Поэтому замысел сделать свое издание так и оставался замыслом, пока не случилась продажа АБН и впервые за очень много лет оказалось, что мне некуда писать. Из этой авторской невостребованности и родилось желание создать «Поребрик».

- Он появился буквально через несколько дней после вашего ухода из АБН. Но, наверное, сайт делался все же дольше, чем полторы недели? Много ли времени на него ушло? Кто помогал с реализацией? Как вообще все это делалось в техническом плане?

- Нет, сайт разрабатывался уже после продажи АБН. Технически он действительно, делался очень быстро. Работа началась 1 февраля, первые публикации появлялись параллельно с разработкой. Хотя основные идеи и, скажем так, требования к сайту городского СМИ появились несколько раньше. Не буду скрывать, что команда АБН обсуждала обновление сайта, мы размышляли, что должно быть на современном сайте серьезного медиа. Обновления АБН не случилось только потому, что было объявлено о продаже - ну, дорога ложка к обеду.

По технической части это моя работа, свой первый сайт я писал еще на голом html в 2002 году, кажется. Я вел работы по обновлению сайтов в АБН и в ИА "Диалог". Поэтому создание нового сайта было для меня понятным процессом.

- «Поребрик.Медиа» - создавался для творческой самореализации или все-таки для развития в настоящее большое СМИ?

- «Поребрик» не стоит воспринимать со звериной серьёзностью. Это персональная интернет-газета Василия Романова и его друзей. Что не отменяет того, что там будет (и уже есть) качественный и заслуживающий внимания контент. Я даю проекту полгода на раскачку - если будет рост, интерес к нему читателей и партнеров, тогда можно будет претендовать на свою нишу в городской медиа среде и инвестировать в проект серьёзные деньги.

Василий Романов взял и сделал собственный медиа-проект

Василий Романов взял и сделал собственный медиа-проект

- Почему вы решили делать новый проект, а просто не сменили место работы, например, на другое деловое издание?

- У меня есть свободное время, я не умираю с голоду, мне не нужно ломать голову как сделать, чтобы у сотрудников были зарплаты и они выплачивались вовремя. Почему бы не сделать свой проект, независимый ни от концепции (в АБН это очень сильно ограничивало, потому что ограничен и формат - информагентства, и тематика), ни от акционера? И вот здесь я просто обязан сказать, что за пять лет акционер АБН ни разу не вмешивался в редакционную политику. Сложно представить, что в городе есть много таких СМИ.

- Кто сейчас делает «Поребрик.Медиа»? Вы готовы сотрудничать с новыми авторами?

- «Поребрик» делаю я и несколько человек, в основном, из разных составов АБН. С новостями, например, помогает наш бывший выпускающий Татьяна Кучинская. Выходят авторские материалы, бывший главред АБН Елена Васильева, которая в другой, более счастливой жизни, литературный критик, для нас писала. Тележурналистка Евгения Агафонова (канал 78) тоже пишет и будет писать - на социальные темы.

- Правильно ли я понимаю, что вы пока не регистрировались как СМИ? Будете это делать? Или оставаться неСМИ проще?

- Это, конечно, очень дискуссионный вопрос. Я пока взвешиваю все за и против. 

- Как планируете развиваться? А главное за счет чего? Все-таки подобные проекты требуют времени, которое как-то должно оплачиваться.

- Поскольку, как я уже сказал, мы не претендуем на звание «События года», пока задача - окупать одного постоянного выпускающего редактора и нескольких внештатных авторов. Это посильная задача. Пока все инвестиции в проект мои, но, естественно, содержать убыточный проект - не в моих планах. Поскольку в АБН я из пяти лет четыре занимался в том числе коммерческими вопросам, применю этот опыт и здесь.

- Можете чуть подробнее, чем в разделе «О проекте» на сайте, рассказать о тематике «Поребрика»?

- Тематика в общем-то банальна как яйцо, это городские новости. Только не такие городские новости как «В Колпино отчим надругался над 14-летней падчерицей». Потому что при всём уважении к горю конкретной семьи и конкретного человека, это не новость из большого города. И, сразу отвечу на возможный упрек, мол как так, такие трагедии не важны? Те СМИ, которые эти новости пишут, они в массе своей не поднимают в этих публикациях вопросы, например, психологической реабилитации жертв, а тупо хайпят на людском любопытстве к такого рода происшествиям. Поэтому грош цена этим публикациям. Мне же кажется, что у одного из центров мировой культуры, пятимилионного мегаполиса есть гораздо более важные проблемы - инфраструктрные, культурные, социальные. То есть, у нас контент будет без «чернухи». Совсем.

Второе, на чём я бы акцентировал внимание, это вопрос оценки событий и интонации. Мне хочется делать издание, где нет места текстам с издевательскими нотками или поучающими выражениями, где не будет пассажей типа «злые языки утверждают», «поговаривают», «по слухам» и так далее. Где редакция не будет «топить» за кого-то или против кого-то. Где у хозяев редакции, пусть и оппозиционной, не будет своих корыстных интересов. То есть, в конечном счёте, без заказухи. Такой девиз у нас: «Петербург без чернухи и заказухи».

Если говорить о форматах, то новости у нас совсем короткие. Есть «средние» по размеру тексты, здесь у нас не будет погони за эксклюзивностью, скорее, это будут сборные истории по типу классики российского интернета - сайта newsru.com. То есть, событие со всеми имеющими значение деталями. В больших же текстах акцент на разъяснение того, почему то или иное событие важно. Плюс обязательно будут (и один уже есть) короткие информационные видеоролики о Петербурге. Что-то вроде роликов «МБХ медиа», но без революционной риторики и агрессивного сарказма. Интонация, пожалуй, третье, что для меня важно.