Мнения
/ Интервью

24 октября 2019 10:56

Двоевластие пойдет на пользу?

О том, что в Петербурге будет открыто отделение СЖР, глава российского Союза Владимир Соловьев уверенно говорил еще год назад. И то, что оно появится, было уже очевидно. Но все равно оказалось неожиданностью, когда главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» и секретарь Союза журналистов СПб и ЛО Дмитрий Шерих сообщил в понедельник 21 октября о том, что он возглавил то самое, только что появившееся петербургское отделение СЖР. «Лениздат» поговорил с Дмитрием о грядущем «двоевластии», мнении коллег и смысле вступления в это отделение.

Законодательный конфликт разрешен

- Речь о создании петербургского отделения СЖР шла уже давно, но только сейчас случилось реальное открытие.

- Всем было понятно, что рано или поздно петербургское отделение появится. Причина здесь в том, что пути Союза журналистов России и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области когда-то разошлись. В прежние времена был единый Союз и была ленинградская организация Союза журналистов СССР, потом Союз Петербурга и Ленобласти входил ассоциированным членом в СЖР, потом поменяли законодательство? и это стало невозможно. И вокруг этого начались долгие обсуждения. Важно понимать, что в СЖР от каждого региона может быть только одна организация и она может представлять только один регион. А Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области – это межрегиональная организация, она не может в таком виде вступить в СЖР.

Я же секретарь правления Союза журналистов СПб и ЛО, мы с коллегами много обсуждали этот вопрос.

- Вы на чьей стороне были в этих обсуждениях?

- Скорее, я слушал мнения коллег, мне было важным определить позицию журналистского сообщества. Обсуждение проходило на съезде, потом у нас в секретариате. И мнение большинства коллег свелось к тому, что Союз Петербурга и Ленобласти должен оставаться межрегиональным, несмотря на то, что это будет препятствовать его вступлению, возвращению в СЖР. Сейчас продолжается обсуждение нового устава и этот вопрос внесен в опросный лист, который разослан членам Союза. И коллеги в большинстве своем считают, что Союз должен оставаться таким, какой он есть – межрегиональным.

Три года назад у нас в стране было четыре региона, где не было отделений СЖР – Москва, Казань и Петербург с Ленобластью. На начало этой осени оставался только Петербург. И было понятно, что надо, наконец, делать такое отделение, делать его в нормальном, неконфликтном режиме, не вступая в конфронтации, без перетягивания каната. А с точки зрения СЖР – завершить историю по созданию сети отделений.

- Вы думаете, получится бесконфликтно?

- Надеюсь. Я общался с коллегами по секретариату, слышал разные мнения, кто-то вопросы задает, кто-то уже готов вступать в петербургское отделение. Я думаю, что если коллеги будут придерживаться нормальной, конструктивной точки зрения, действовать в интересах журналистского сообщества, то какие проблемы? Голос Союза журналистов СПб и ЛО звучит по некоторым вопросам достаточно заметно, но голос СЖР более весомый, потому что это федеральная организация. И кстати, по каким-то делам СЖР выступает оперативнее. Например, по делу Светланы Прокопьевой СЖР выступил существенно раньше, чем Союз журналистов Петербурга и Ленобласти, хотя казалось бы…

Дмитрий Шерих возглавил отделение СЖР в Петербурге.
Фото из архива Д.Шериха.

Дмитрий Шерих возглавил отделение СЖР в Петербурге. Фото из архива Д.Шериха.

«Кто-то должен был взять эту миссию на себя»

- А если взгляды разойдутся?

- Позиции могут и расходиться. Это же общественные организации. Одна придерживается более жесткой точки зрения, другая более мягкой. Это нормально, если не упускать из виду главную задачу – работу на благо журналистского сообщества. 

- Как в такой ситуации двоевластия быть другим организациям, органам власти – на чью позицию ориентироваться?

- Кто им мешает контактировать с двумя организациями? У нас в Петербурге давно существует два союза писателей – Санкт-Петербурга и отделение Союза писателей России. Они сейчас сосуществуют в Доме писателя, проводят совместные мероприятия, как я вижу со стороны, у них добрые конструктивные отношения. Они не объединяются при этом, по каким-то вопросам их мнения могут расходиться, но для обоих главное – поддерживать литературный процесс в городе. Посмотрим, как будет у нас. С нашей стороны мы испытываем только дружеские чувства ко всем членам журналистского сообщества.

- Лично вам зачем эта должность?

- Я понимаю, что это большая дополнительная нагрузка. Но ситуация, при которой петербургское журналистское сообщество отделено от российского, неправильная. Журналисты всей страны общаются, обмениваются опытом, собираются на общие мероприятия. Коллега мне рассказывал, что ездил на последний форум СЖР в Сочи и был там единственным представителем Петербурга. Это же неправильно! Поэтому создание отделения в городе – шаг к возрождению коммуникации между коллегами. И кто-то должен был на себя эту миссию взять.

- А чья инициатива была?

- Мы это с коллегами часто обсуждали. Вопрос-то очевидный, разрыв между союзами был довольно мучительный. На каждом съезде межрегионального союза говорилось, можно ли что-то сделать для воссоединения, но понятнее не становилось. И в итоге не осталось другого пути – только создавать отделение СЖР. Меня, кстати, спросили, собираюсь ли я оставаться секретарем правления Союза СПб и ЛО. Если коллеги по межрегиональному союзу не против, я бы с радостью остался. Не вижу противопоказаний для этого. Задачи у обоих союзов – одни и те же, объединение усилий всегда лучше разобщения. И я думаю, что рано или поздно (скорее, рано) между двумя петербургскими союзами станет намного больше персональных пересечений, чем я один.

«Никого заставлять не собираемся»

- Что сейчас представляет из себя петербургское отделение?

- Оно сформировано и идут стандартные процедуры по регистрации. Проведено собрание учредителей, написан и утвержден устав. Сейчас будем создавать юридическое лицо. Как общественная организация мы уже работаем. В ближайшее время будем и прием в члены СЖР проводить. Правда, выдавать членские билеты сможем только после окончания процедуры регистрации в Минюсте. Предполагаем, что это должно произойти через полтора-два месяца. Коллеги уже спрашивали – есть ли план по приему, сколько человек надо набрать. Можете поверить мне на слово: никто никаких задач по приему не ставил. Это несовременная постановка вопроса. Никого силком затаскивать в СЖР не собираемся.

- А кто в учредителях, кроме вас?

- Один из учредителей – Игорь Павловский, заместитель главного редактора информационного агентства Regnum.

- Как долго создавалось петербургское отделение?

- Обсуждение длилось года два-три, а активная работа над уставом началась в этом году.

- Но почему-то негласно. Открытия отделения, конечно, уже ждали, но все равно многие удивились, когда вы сообщили о его создании.

- А как должно было это происходить? Заявить о чем-то еще на этапе создания устава? Когда секретариат СЖР 18 октября, в пятницу, утвердил наш устав, тогда и было решено об этом сообщить. И уже в понедельник 21 числа я написал обо всем членам секретариата Союза журналистов Петербурга и Ленобласти – еще до того, как соответствующая новость появилась на сайте СЖР, - чтобы они из первых рук получили информацию. Со многими общался по телефону. Отвечал на вопросы. Напоминал очевидное: мы восстанавливаем ту коммуникацию, которая была прервана, в той форме, в какой это сейчас юридически возможно. Другого варианта нет. Союз журналистов СПб и ЛО не может вступить в СЖР. И разве это нормально, что в 84-х регионах страны есть отделения СЖР, а в 85-м нет?

1280x1024_союзы.jpg

Отделение «не для галочки»

- Но вы же отделение не для галочки создаете?

- Конечно, не для галочки. Для дела. Еще раз повторю: уверен, что сообществу не навредит, если права журналистов в Петербурге смогут защищать две организации.

- От чего защищать?

- Любая журналистская организация следит за соблюдением прав коллег, вмешивается, когда нужна помощь, обращается к государственным органам, есть образовательные программы, профессиональные конкурсы…

- А конкретно? Сейчас, например, журналистов на акциях протеста задерживают…

- Конечно, и диалог с полицией надо вести, с органами власти, которые не пускают журналистов на мероприятия. Посмотрите на сайт СЖР – по очень многим ситуациям делаются заявления, пишутся письма.

- Заявления? Они на что-то влияют?

- Да, если наряду с ними выстраивать грамотный профессиональный диалог. Нельзя ограничиваться громкими воззваниями «в никуда», в довольно запальчивых формулировках, как это любят некоторые коллеги. Если возникают проблемы с полицией, надо с полицией встречаться, и не просто один раз, а договориться о постоянном контакте. Если госструктура не пускает журналистов на мероприятия, надо вести предметные переговоры, стремиться к тому, чтобы найти выход из ситуации.

- Чуть больше года назад отделение СЖР было создано в Ленобласти. Но ведь оно так фактически и не заработало. Вы не повторите его судьбу?

- Это отделение – отдельное юридическое лицо, я не много знаю о его работе. А мы постараемся сделать все, чтобы работа наша была заметной. И чтобы разобщенность журналистского сообщества снизилась. Мы ведь знаем, например, что не все важнейшие сегменты этого сообщества города достаточно задействованы в работе межрегионального союза. Речь, например, о Высшей школе журналистики, ключевом элементе системы журналистского образования. И разве это хорошо?

- Будете как-то завлекать?

- Надеемся, что все стороны сами поймут, что наша деятельность – во благо. Иначе опять будет не союз журналистов, а союз части журналистов. Наша задача, чтобы не было «групповщины».

У Дома журналиста может появиться новый резидент

- Что даст журналисту вступление в СЖР?

- В свое время я вступал в Союз журналистов Петербурга и Ленобласти (когда он еще был в структуре Союза журналистов России) во многом, чтобы оформить международную пресс-карту. Раньше она стоила около 600 рублей в год, сейчас подорожала - 3600 за два года. Она позволяет в Европе посещать музеи бесплатно.

- Но неужели только ради этого вступать в Союз?

- Для меня тогда это была существенная составляющая. К тому же карта и в самом деле полезная, даже при нынешней стоимости она окупается сторицей. Но если серьезно – то и для меня, и для многих людей вступление в журналистский союз – это возможность подтвердить, подчеркнуть свой профессиональный статус. В межрегиональный союз особенно много заявок на вступление было во время последнего кризиса, когда закрывались СМИ, и люди остро ощущали риск оказаться вне профессии. А статус СЖР как главной журналистской организации страны не вызывает сомнения.

- А где вы будете территориально располагаться?

- Пока у нас есть небольшой офис в одном из бизнес-центров города. А в вообще в Петербурге существует Дом журналиста – и это площадка для всего профессионального сообщества. Там сейчас работают и Союз журналистов Петербурга и Ленобласти, и Лига журналистов, и Ассоциация СМИ Северо-Запада. Но вообще этот вопрос в компетенции правления АНО «СПб центр информационной поддержки». Если после завершения всех наших юридических формальностей в Доме журналиста найдется место и для нас, мы будем только рады.

Беседовала Елена Михина