Мнения
/ Интервью

29 марта 2020 12:47

Рок, джаз и тишина

Уже год, как в Петербурге вещает интернет-радио, не входящее ни в один холдинг, имеющее очень узкую направленность, и тем не менее вызывающее интерес у публики. Здесь нет рекламы и новостей в привычном формате, а лишь обзор событий в сфере, которую относят к элитарной. Речь о джазе, точнее, о «Джаз Филармоник Радио», основатель которого, как нетрудно догадаться, Филармония джазовой музыки. Ее художественным руководителем уже много лет является петербургский музыкант Давид Голощекин, известный также как автор и ведущий программ на волнах многих радиостанций. А вот его соведущая – Александра Ромашова, ее имя ассоциируется скорее с классическим роком. Она и сейчас не бросает рок, совмещая джазовую волну с «Моторадио». Как это удается, как происходит процесс популяризации джаза и куда на ее взгляд катится радиорынок, Александра рассказала «Лениздату».

Джаз и рок – двоюродные братья

- Как получилось, что у Филармонии джазовой музыки появилось свое радио?

- Это вообще длинная история. После закрытия в 2011 году радио «Рокс», где я проработала 18 лет, мы (Александра Ромашова и Александр Цыпин – ред.) начали заниматься радио «Фонтанка FM». Предложили руководству интернет-газеты сделать станцию «с нуля». Со временем наши взгляды на радио с ними, к сожалению, разошлись. Мы ушли, и вместе с инвестором создали другое интернет-радио - «Imagine», а потом мы решили работать на себя и сделали свое радио - Motoradio. 

А с Давидом Семеновичем Голощекиным мы давно знакомы. Будучи известным пропагандистом джаза, он давно вел программы и на радио «Петербург», и на «Радио России», и на радио «Рокс».

После прекращения работы «Imagine»мы предложили Голощекину сделать свое собственное радио Филармонии джазовой музыки. Но, кончено, тоже не эфирное, а в интернете. И вот год назад после длительной подготовки оно было запущено. 

- Сочетание классики и рока давно уже вошло в моду. А как сочетаются джаз и рок?

- Да прекрасно они сочетаются, потому что и у джаза, и у рока одни корни – в блюзе. Считайте, что они как двоюродные братья.

Кстати, поскольку Motoradio сохранило традиции радио «Рокс», то помимо основного формата – западного классического рока, у нас есть авторские программы, посвященные близким жанрам, в том числе джазу. Поэтому часть подкастов Голощекина выходит на этой волне.

- В двух словах про ваш эфир можете рассказать?

- Вещает «Джаз Филармоник Радио» из своей студии круглосуточно, большая часть эфира – это классика джаза, мейнстрим, который нравится многим. Плюс – авторские программы, конечно. Я записываю афишу по концертам, которые ожидаются, а по пятницам, в полдень, у нас «Диалоги о джазе». Ведем их вдвоем с Давидом Семеновичем. Кроме того, делаю интервью с разными гостями, среди которых – и наши, и приезжие музыканты, и не только они. Очень запомнился разговор с музыковедом Владимиром Фейертагом. Это потрясающе интересный, умнейший человек с большим чувством юмора. Он прекрасно отвечает на любой, даже, казалось бы, нелепый вопрос о развитии музыки.

- А почему вашей фамилии нет на странице радиостанции?

- Я ее просто не афиширую. Прочно ассоциируется с джазом Давид Семенович, но никак не я. У него, кстати, есть и еще одна авторская программа на интернет-радио – «Открывая джаз».

vk.com/aromashova

vk.com/aromashova

«На отдыхе я слушаю тишину»

- Подготовка и ведение программ, обязанности музыкального редактора – это, конечно, работа мечты, но все равно работа. А что это дает вам лично? Кругозор?

- Лично для меня – да, расширение кругозора.

 - А есть в вашем эфире какие-то находки, настоящие музыкальные открытия?

 - 80 процентов плей-листа можно назвать такими открытиями. Любого человека на улице спроси, что такое джаз, и попроси назвать представителей. Кого назовут? Луи Армстронга, Эллу Фицджеральд или Гленна Миллера. Я еще знала Дюка Эллингтона и еще очень люблю джазовые стандарты середины ХХ века - Нет Кинг Коул, Френк Синатра. Но некоторые имена только по энциклопедиям были знакомы.

И вот еще: в этом году 101 год исполнился бы Гленну Миллеру. Общаясь с Голощекиным на эту тему, я сделала немало открытий. Он хорошо объяснил, почему звучание, которое свойственно тому самому оркестру, больше никто повторить не может.

- Можно ли сказать, что джаз на сегодняшний день относится к элитарной музыке?

- Да, можно, несмотря на то, что родился он в не самых лучших кварталах Нового Орлеана. Джаз как импровизация – это очень красивая, очень благозвучная музыка, она никогда не повторяется. В его же основу легли и регтаймы, появившиеся чуть раньше.

- А что вы слушаете чисто для себя? В чем ловите вдохновение?

- Я люблю и хард-рок, и хэви-метал, это моя родная стихия. И джаз, конечно. Но на отдыхе я слушаю тишину.

vk.com/jazz_hall

vk.com/jazz_hall

После «Фонтанки» ни одно интервью брать не страшно

- Не секрет, что очень многое в журналистике строится на обратной связи. Мы же должны отслеживать, кто нас читает, слушает. А у вас есть такая обратная связь?

- Есть, да. И мою страничку в сети находят. Недавно пришло письмо одной женщины из дальнего городка, кажется, в Смоленской области. Она открыла для себя нашу джазовую радиостанцию и с удовольствием слушает.

- Насколько я понимаю, превалирующие жанры у вас – это интервью и обзоры анонсов. Есть ли потенциал к расширению, к разнообразию?

- Конечно, есть. Вот, например, программа «Диалоги о джазе» - она и события освещает, и дает информацию по таким узким темам, как например, фортепиано в джазе. А учитывая эрудицию Голощекина, он многое рассказывает из своего опыта.

Вообще, что касается интервью, не стоит ведущему в процессе разговора казаться умным. Никому до тебя нет дела. Многие просто стесняются показать какое-то незнание и спросить что-то совсем простое. А ты просто спрашивай собеседника то, что спросили бы слушатели, которые в этом не разбираются, но им интересно.

Хорошая школа интервью была на «Фонтанке». Ты там в таких условиях, что всегда должен быть готов к чему угодно. И теперь после этого мне ничего не страшно! Нужно только пару минут, чтобы быстро прочитать о человеке, кто он и откуда. Опять же – важно поставить себя на место слушателя, даже если говоришь с чиновником от ЖКХ. То есть спрашиваешь о самых простых вещах. «Что для вас эта сфера?», «Почему вы сюда пришли?», «Зачем занимаетесь сейчас?».

- Как считаете, что сейчас происходит с рынком музыкальных радиостанций?

- После закрытия радио «Рокс» в Питере не осталось эфирных радио, где можно было бы в таком же объеме слушать классический рок. Он присутствует иногда на некоторых волнах, но совсем немного.

Уходят в интернет такие, как мы, чьи музыкальные форматы не соответствуют стандартам диапазона FMи не имеют материальных возможностей содержать передатчик. Другое дело, что большинство того, что называется интернет-радиостанциями – это по сути, плей-листы. Для меня же радио – это друг в первую очередь. Это собеседник, это то, что не дает тебе остаться в одиночестве.

Беседовала Елена Петровская


Кстати

В связи с профилактикой распространения COVID-19 «Джаз Филармоник Радио» тоже вносит небольшие коррективы в свою работу. Программы временно перестанут выходить в прямом эфире и запись их в студии тоже пришлось остановить. Пока что можно будет услышать повторы уже вышедших передач. Продумываются и разные варианты обновления сетки вещания. Все подробности и подкасты – на странице http://radio.jazz-hall.ru