Мнения
/ Блоги

27 января 2023 19:43

«Мы не забыты с тобой, не одни, – и это уже победа»: блокадная журналистика в Ленинграде

«Мы не забыты с тобой, не одни, – и это уже победа»: блокадная журналистика в Ленинграде

79 лет назад – 27 января 1944 года – в ходе Великой Отечественной войны советские войска полностью освободили Ленинград от фашистских захватчиков. Годом ранее – 18 января 1943 года – в ходе наступательной операции «Искра» было прорвано кольцо блокады.

В честь этих памятных дат «Лениздат.Ру» вспоминает, как жили и трудились журналисты в блокаду.

 

«Жадно читали в перерывах между боями»

Когда началась блокада, ленинградцы по-прежнему читали новости и слушали радио. В годы войны печатались десятки газет и журналов: «Ленинградская правда», «Смена», «На страже Родины», «Ленинград», «Звезда», «Блокнот агитатора», «Пропаганда и агитация», «Фронтовой дорожник», «За Родину!», «Боевая красноармейская», «Удар по врагу», «Ленинский путь», «Пехотинец», «Атака», «Вперед», «Фронтовая правда». В киосках можно было найти даже «Костер» – это был единственный детский журнал, который продолжал выходить в блокадном Ленинграде, а в самые трудные месяцы, когда не было бумаги и не работали типографии, звучал по радио.

Одним из главных печатных органов города оставалась газета «Ленправда». За все годы войны издание только раз не смогло напечатать тираж. Это случилось 25 января 1942 года – номер уже был сверстан, но в городе целый день не было электричества. Тираж газеты превышал 200 тысяч экземпляров, а выпуск по важности был приравнен к выпуску боеприпасов и выпечке хлеба.

Оставались в блокадном Ленинграде многие писатели и поэты, которые работали журналистами и активно использовали страницы фронтовых изданий для повышения морального духа советских солдат. О важности газет в окруженном городе в «Правде» писал переживший блокаду поэт Николай Тихонов: «Никогда не забуду, как в окопах на Неве, на батареях Пулково, у разведчиков, на аэродромах, в блиндажах и землянках читали бойцы и командиры свою боевую газету. Ждали ее, как искали в ней описание подвигов, новое в овладении всеми видами оружия, статьи своих старших начальников, ответы на письма, песни и стихи, как жадно их читали в перерывах между боями».

О военном творчестве Н. Тихонова

В молодости поэт Николай Тихонов был последователем Гумилева, входил в литературное общество «Серапионовы братья». Современники называли его «мужества поэтом».

Во время Великой Отечественной войны Тихонов пережил блокаду Ленинграда. Его статьи и очерки печатались в «Красной звезде» и «Ленинградской правде». В газете «На страже Родины» Тихонов возглавлял сильнейший литературный отдел – в то время с газетой сотрудничали В. Ставский, А. Твардовский, В. Саянов, Б. Агапов. С 1941 года Николай Тихонов руководил специальными писательскими группами при Ленинградском фронте.

Главной темой военных статей и очерков Тихонова был героизм советского человека. Персонажи Тихонова раскрываются через обычные бытовые сцены, жизненные эпизоды. Одно из самых известных его произведений — очерк «Мгновение», буквально обошедший всю страну. Он рассказывает о хрупкой и больной девочке, решившей стать санитаркой и постепенно набирающейся сил для главного подвига своей жизни — в критический для боя момент вчерашняя школьница командует солдатами, уже собравшимися отступать.

Ежедневные подвиги совершали не только военные корреспонденты в окопах, но и наборщики. Зимой в помещениях типографий температура опускалась до -40, руки примерзали к металлу.

«Пошел умирать», – такую записку оставил мастер-стереотипер И. Бартеньев своему сменщику. Еле добравшись со смены до дома, Бартеньев надел заранее приготовленную чистую рубаху и лег. Но пришли его товарищи из типографии, такие же опухшие от голода и едва передвигающие ноги. Они сказали, что его сменщик не пришел и не придет: «Стереотип отливать некому. Газета не выйдет». Мастер поднялся. Ему помогли надеть ватник и дойти до работы. Бартеньев сделал отливку и, когда раздался шум ротационных машин и газета пошла в жизнь, умер.

 

Фотожурналистика в блокадном Ленинграде

В годы блокады в Ленинграде работало около 50 фотокорреспондентов со специальным разрешением на съемку (у остальных технику старались изымать).

Все фотоснимки перед публикацией подвергались жесткой цензуре. Газеты, где они публиковались, отправлялись на фронт. Издания нужны были для поднятия боевого духа, и фотокарточки туда подбирались соответствующие: герои фронта, герои тыла, праздники назло врагу, спасенные дети.

Постоянно показывать разрушения и смерть было запрещено. Исключением было только предписание фиксировать разрушения в городе. Их нечасто публиковали, но они были нужны для будущего восстановления Ленинграда и для предъявления счета Германии после войны.

В итоге из-за ограничений многие фотографы просто не снимали ужасы блокады, понимая, что эти карточки никогда не опубликуют. Но были исключения.

Так, фотограф «Комсомольской правды» Борис Кудояров снял около трех тысяч кадров в городе, что по меркам пленочной эпохи очень большой архив. На его кадрах – атланты Эрмитажа, которые держат разрушенный портик, улыбающаяся девочка в окружении моряков-балтийцев, взрывающийся немецкий танк на подступах к городу.

Один из самых трагичных снимков Кудояров сделал на Волковском кладбище. На снимке зимы 1942 года две женщины оплакивают ребенка. Самого малыша не видно, но по небольшому белому свертку понятно, что это младенец , а принесшие его на кладбище женщины, скорее всего, мать и бабушка. 

Сильный блокадный фоторепортаж снял журналист газеты «На страже Родины» Николай Хандогин. Снимки были сделаны на углу Невского проспекта и Садовой улицы после сильнейшего арт-обстрела 8 августа 1943 года – это был воскресный день, блокада была уже прорвана, но еще не снята.

В тот раз немцы стреляли по центру города. Редакция «На страже Родины» располагалась на Невском проспекте. Едва закончился обстрел, фотограф Хандогин вышел на улицу и стал снимать последствия удара. На углу с Садовой он увидел убитых людей. Фотокор снял погибших, затем то, как милиция окружила место трагедии, как военные и санитары грузили тела в кузов грузовика, как быстро замыли от крови тротуар.

В газете тогда была опубликована только одна карточка – труп женщины с пучком овощей, которые она несла домой. Остальные кадры репортажа не демонстрировались. Хандогин сохранил негативы, которые получили широкую известность лишь спустя десятилетия.

 

Ленинградское радио

Не смолкало и Ленинградское радио. С сентября 1941 года город начал транслировать передачи на весь Советский Союз.

Летом 1942 года в эфире радио звучали передачи для партизан и населения оккупированных районов. Репортеры проводили прямые репортажи по проводам с передовой линии фронта, из окопов, с борта крейсера, с подводной лодки, с зенитной батареи.

Одним из самых узнаваемых радиожурналистов Ленинграда стал корреспондент ТАСС Матвей Фролов. Матвей Фролов делал репортажи из блокадного города и с фронтов, создал первый корпункт всесоюзного радио, вел эфир с трансляцией Седьмой симфонии Шостаковича, первым рассказал о дневнике Тани Савичевой и о подвиге Лени Голикова.

Голосом Ленинграда стала Ольга Берггольц – в первые дни войны поэтесса пришла в Ленинградское отделение Союза писателей, откуда она попала в редакцию Ленинградского радио, где обрела известность. Именно ей принадлежит знаменитая фраза: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Речь Ольги Берггольц успокаивала и вдохновляла, отогревала души людей:

«...Я буду сегодня с тобой говорить, товарищ и друг ленинградец, о свете, который над нами горит, о нашей последней отраде. Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, – и это уже победа».

 

До 29 января 2023 года в Санкт-Петербурге в Доме культуры «Богатырский, 52» будет открыта интерактивная инсталляция «Окоп. В объективе времени». Выставка рассказывает о том, в каких условиях трудились в годы блокады Ленинграда корреспонденты газет.

Всем желающим показывают рабочие будни журналистов времен Великой Отечественной войны и инструменты, которые помогали фиксировать и доносить оперативную информацию с линии фронта.