Полезное
/ Теория и практика

31 января 2023 21:38

Как написать авторскую колонку: советы колумниста Ивана Давыдова

Как написать авторскую колонку: советы колумниста Ивана ДавыдоваФото: Свободный журфак

На прошлой неделе независимый образовательный проект «Свободный журфак» провёл семинар «Гайд для новичков. Как написать авторскую колонку» с Иваном Давыдовым – публицистом «Холода», Republic*, «Полит.ру» и других изданий. Колумнист рассказал, где искать темы для авторских колонок, как использовать неизбитые приемы и почему персонализированная журналистика сейчас актуальна как никогда.

— С первых занятий на журфаке многие преподаватели говорят, что колумнистика – это высшее журналистское мастерство. Считается, что для этого нужно обладать определенной экспертностью и авторитетом. А откуда они могут взяться у студента или недавнего выпускника? Но это совсем не значит, что путь в авторскую журналистику для вас пока закрыт, — считают создатели «Свободного журфака».


 Справка

Термин «колонка» как журналистский жанр берет название от газетного графического элемента.

Несколько веков назад мелкий газетный текст разделяли на столбцы, которые были нужны для удобства чтения, а не для систематизации материала. К середине XVIII века разделение на столбцы стало более осмысленным: колонка стала способом организации материала на полосе. Когда в XIX веке верстка усложнилась, отдельные столбцы сохранились на краях страниц – впоследствии сложилась традиция отвести эти места для отдельных рубрик и заполнять их материалами на острые социальные, феминистские и политические темы.

Во второй половине XX века колонка трансформировалась из графического элемента и рубрики в жанр. В «колонке» стали публиковать именно авторские тексты.

Сейчас колонка — это авторский текст, где журналист высказывает субъективное мнение в форме свободного повествования и который вбирает в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе.


По мере превращения медиа в серьёзную индустрию журналистика стала тяготеть к обезличиванию. Но, как считает Иван Давыдов, сейчас мы видим, что спрос на авторский голос и понятного собеседника снова растёт. Например, в последние годы стали популярны «говорящие головы» на YouTube, которые разбирают и разъясняют новости, — это тоже продолжение авторской журналистики.

Советы от Ивана Давыдова для написания авторских колонок:

  1. Правило «один текст – одна мысль» необязательно. Не надо думать, что аудитория не поймёт две или три мысли в тексте. В материале намного важнее единый интеллектуальный сюжет. Если у вас много мыслей, то нужно их вплести в этот сюжет.
  2. Текст должен быть привязан к повестке. Исключение — только для именитых авторов и известных экспертов.
  3. В авторской журналистике важен баланс между журналистикой и литературой. Без средств выразительности не обойтись, но писать философские трактаты или мнить себя Львом Толстым тоже не надо.
  4. «Как можно больше читать – основной совет, который стоит дать человеку, который хочет работать со словом». Колумнисту читать нужно не только классическую литературу и вообще книги, но и коллег по жанру.
  5. Колумнисту важно отличаться от коллег, искать свои приемы. Но даже отличные приемы спустя время могут устареть, поэтому останавливаться навсегда на одном не стоит.
  6. Важно наличие «экспертности». Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно, чтобы было, что сказать, а для этого требуются время и опыт для наработки так называемой «экспертности». Дело в том, что журналист, имеющий дело с фактами, может «нарыть эксклюзив», который ценен сам по себе как новая информация. Ценность колумниста – в его изложении информации, осмыслении уже известных фактов, а как раз для этого нужны время и опыт.
  7. Начинающему колумнисту не стоит недооценивать социальные сети и блоги – они могут быть местом для старта в авторской журналистике. Популярные рассуждения и тексты в Telegram, Facebook** и других площадках могут увидеть люди, которые работают в СМИ.

Начинающему колмунисту лучше начинать писать колонки о том, что ему самому интересно.

Постарайтесь найти мысли по поводу вашего интереса, которые кажутся вам оригинальными, а затем попробуйте их изложить. Но будьте лаконичны и кратки, не пытайтесь сразу описать устройство Вселенной.

Так, вы и попробуете себя в жанре колонки, и поймете, действительно ли вы разбираетесь в том, что вам интересно.


В декабре прошел первый семинар «Свободного журфака» от специальной корреспондентки The Bell* Ирины Панкратовой. Она объяснила, как найти тему для журналистского расследованиям, как подготовиться к нему и какие базы данных можно использовать для поиска информации.


Следить за лекциями и семинарами «Свободного журфака» можно в Telegram-канале проекта. О том, кому и как пришла идея создать образовательное интернет-пространство, ранее писал «Лениздат.Ру».


*Republic и The Bell признаны Минюстом РФ иностранными агентами

**Компания Meta (владеет Facebook, Instagram, WhatsApp) признана экстремистской организацией, её деятельность запрещена в РФ


Другие материалы рубрики "Теория и практика"