Медиановости

23 марта 2024 14:50

«Вы думали, мы тут в футбол играем? А мы тут жизнь живем»: Россия прощается с Василием Уткиным

«Вы думали, мы тут в футбол играем? А мы тут жизнь живем»: Россия прощается с Василием УткинымФото: скриншот YouTube-канала «Тимур Журавель»

23 марта в Москве родные, близкие, коллеги и поклонники простились с телекомментатором, педагогом и спортивным менеджером Василием Уткиным. «Лениздат.ру» вспоминает, каким был великий российский журналист, который навсегда изменил историю отечественных спортивных медиа.

Василий Уткин скоропостижно скончался во вторник, 19 марта. Для большинства зрителей, слушателей и футбольных болельщиков известие о его смерти стало шоком. Василию было всего 52 года. Лишь его близкий круг был в курсе больших проблем со здоровьем журналиста, вызванных избыточной полнотой. Сам Уткин даже иронизировал по этому поводу: «А ведь задница – это такая штука, которая женщин в мужчинах, я слышал, особенно заводит. Мне об этом говорили килограмм восемьдесят назад».

6 марта, в день своего рождения, Василий пообещал друзьям и поклонникам взяться за своё здоровье. В своём Telegram-канале он опубликовал рисунок, на котором изображен мужчина, избавляющий от лишнего веса. «Убедили! Начинаю», – обнадежил всех Уткин, но судьба распорядилась иначе.

21 марта российские болельщики и канал «Матч ТВ» отдали дань памяти любимому телекомментатору перед началом футбольного матча сборных России и Сербии. Событие беспрецедентное, с учетом того, что Василий не только сам никогда профессионально спортом не занимался, так ещё и был очень далек от отечественного футбольного истеблишмента по своим взглядам, положению, интересам. Последний раз Уткина убрали из эфира «Первого канала» во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Василий решил никому праздник не портить и скандалов устраивать не стал. 

Известный петербургский спортивный журналист и телекомментатор Геннадий Орлов вспоминает, что привлечь к освещению домашнего чемпионата мира Василия планировал Константин Эрнст. 

— Уткина пригласили на «Первый канал» по запросу телезрителей и болельщиков. Руководство канала исходило из рейтингов популярности комментаторов. Делались специальные замеры, кто самый интересный, самые востребованный — им был Вася. Они его пригласили и аккредитовали на ЧМ. Но вдруг происходит очередное совещание на высоком уровне, на котором Уткина отстранили как раз по политическим мотивам.

Минута молчания 21 марта – это не только признание безусловных талантов и заслуг Уткина перед новейшей российской журналистикой и нашим футболом, но и доказательство того, что отдельная личность может заставить систему признать свою неправоту. Правда, слишком дорогой ценой.

Фото: скриншот интервью YouTube-канала «Юзефович»

Фото: скриншот интервью YouTube-канала «Юзефович»

«Он работал в духе времени и в духе острого восприятия справедливости»

Уткин с первых шагов на своем поприще демонстрировал, что человеческое достоинство и стремление называть вещи своими именами должны быть присущи журналистской профессии.

В марте 1996 года на старом стадионе «Локомотив» проходил матч чемпионата России между командами «Спартак» – «Алания». Во время встречи на трибуне загорелась дымовая шашка, и сотрудники милиции начали традиционную для того времени зачистку сектора. Под раздачу попал оператор канала НТВ. В это момент Василий прорвался в подтрибунное помещение к своему коллеге, освободил его из рук правоохранителей и потребовал от тех отчитаться о своих действиях. Ретирада офицера милиции, от которого под камеру требовали объяснений, украсила выпуск легендарной программы «Футбольный клуб».

Фото: Скриншот YouTube канала «Тимур Журавель»

Фото: Скриншот YouTube канала «Тимур Журавель»

Не боялся он бросить вызов и «сильным» от мира российского футбола. В 2006 году Уткин прямо со страниц газеты «Советский спорт» обвинил московский клуб ЦСКА и команду из Ростова в проведении договорного матча. Случай беспрецедентный, особенно с учетом того, что президентом ЦСКА в тот момент был влиятельный бизнесмен и футбольный функционер Евгений Гинер. В судах Уткину и газете удалось отстоять свое право не удалять опубликованную статью.

Василий никогда широко не декларировал свои либеральные взгляды, хотя возможностей для этого у него было более чем достаточно. При этом, если он считал необходимым обозначить свою позицию в какой-то ситуации, то делал это без всякой оглядки на последствия для своей карьеры и материального положения. Будь-то присоединение Крыма в 2014 году, изменения в Конституции в 2020-м или начало спецоперации. Он также ставил подписи под письмами в поддержку Светланы Бахминой и Олега Кашина*, выступал в роли ведущего на крупном оппозиционном митинге в Москве 24 декабря 2011 года.

Геннадий Орлов уверен, что Василия отстранили от эфира на центральных каналах по политическим мотивам. Слишком самостоятельным в профессии и в общественной жизни он был.

— Уткин был человеком, который начал говорить правдиво о всём, что происходит в отечественном футболе, – подчеркивает Орлов. – Раньше были полунамёки, скрытость, а он откровенно начал говорить всё, как оно есть. В период с начала 90-х до начала двухтысячных журналисту можно было говорить всё, о чём он думает. Был обмен мнениями, дискуссии. Здесь он выиграл сразу, завладел аудиторией, нравился ей. Он работал в духе времени и в духе острого восприятия справедливости. К сожалению, его отодвинули, потому что не всем нравилось, что он говорил правду.

Несмотря на все эти проблемы, Уткин раз за разом возрождал свой «Футбольный клуб», открывал новые проекты и возвращался к старым, снимался в кино. Очень любил работу с молодыми коллегами, которые были готовы учиться у него в любом формате.

«У меня есть два таланта: я педагог и совершенно охренительно пишу некрологи»

«У меня есть два таланта: я педагог и совершенно охренительно пишу некрологи», сказал Уткин в интервью литературному критику Галине Юзефович в начале марта этого года. Видео было опубликовано за две недели до смерти комментатора.

Фото: Скриншот YouTube канала «Тимур Журавель»

Фото: Скриншот YouTube канала «Тимур Журавель»

Тезис об Уткине – хорошем педагоге подтверждает и петербургский журналист Кирилл Легков, знакомый с Уткиным много лет. Он уверен, что Василий прославился не только в качестве неповторимого комментатора, но и наставника для очень многих коллег.  

— Не каждому дано совместить в себе роль звезды-исполнителя с ролью наставника, организатора, менеджера, – подчеркивает Легков. – Не каждый футболист становится тренером, далеко не каждая звезда в журналистике становится учителем. Для того, чтобы кого-то учить, нужно в себе эту звёздность спрятать.

Многие талантливые футболисты не могут стать тренерами, потому что им не приходит в голову, что другие не могут сделать то, что могли они. Именно в этом и состоит педагогический талант, чтобы понимать, что ты учишь, а не по себе равняешь.

В журналистике тоже не каждый комментатор и журналист может быть редактором. Звезды журналистики редко становятся редакторами. Редко кто будет переписывать за других, возиться с авторами, чему-то их учить, передавать опыт. Звезды занимаются сами собой в основном. Василий проявил себя как человек, через руки которого прошли многие из тех, кого мы сейчас слушаем и видим. Он был настоящим педагогом, который мог понять, кто в этой профессии сможет работать, а кто нет.

И Геннадий Орлов, и Кирилл Легков, равно как и другие эксперты, сходятся во мнении, что Василий Уткин внес огромный вклад в создание новых стандартов спортивного репортажа. Он расширил рамки этого жанра, отмечает Орлов.

«Хотя Уткин и не получил высшее образование филолога, но учился, был образованным человеком. Это ощущалось в репортажах: метафоры, уникальные сравнения, чувство юмора. Он, конечно, по праву стал номером один, был популярен», – констатирует Геннадий Сергеевич.

«Василий умел расцветить репортаж какими-то своими каламбурами, мыслями, шутками. Причём он же шутил мгновенно и метко, как человек с прекрасным чувством юмора»,– подхватывает Кирилл Легков.

Откуда у законодателя жанра современного спортивного телерепортажа появилась эта образность мышления, чем подпитывалось его природное чувство юмора, можно понять, посмотрев уже упомянутое интервью на канале Юзефович. Вряд ли кто-то мог представить себе, что любимой книгой Уткина был «Дар» Владимира Набокова, а любимым поэтом – Николай Олейников.

В день своего рождения Василий у себя в Telegram-канале опубликовал строки другого поэта – Игоря Губермана:

И спросит Бог:

никем не ставший,

зачем ты жил?

Что смех твой значит?

Я утешал друзей уставших -

отвечу я.

И Бог заплачет.

Увы, сегодня они читаются, как некролог самому себе. Действительно, и в этом Василий Уткин знал толк…

P.S. Сегодня отечественные, да и зарубежные СМИ проходят очередной тест по журналистикой этике. Родные Василия просили медиа не беспокоить их на кладбище, где состоятся похороны.

*Олег Кашин признан Минюстом РФ иностранным агентом