Мнения
/ Интервью

5 августа 2024 15:46

Алексей Итин: «Мегабайт» я придумал, когда сам был ещё студентом

Алексей Итин: «Мегабайт» я придумал, когда сам был ещё студентомФото: Из архива Алексея Итина
Среди многочисленных петербургских вузовских медиа уже не первый год разнообразием своих ресурсов, уровнем контента, победами в различных конкурсах выделяется «Мегабайт» ИТМО. Сегодня это фактически целый медиахолдинг, который объединяет сайт, многотиражную вузовскую газету, научно-популярный журнал, Youtube-канал, несколько Telegram-каналов, аккаунты в соцсетях, а также курсы начинающих журналистов и фотографов. Плюс «Мегабайт» раз в два года проводит хакатон ScienceMedia.
 
Руководит проектом с 2015 года Алексей Итин, кандидат технических наук, начальник управления студенческих медиа университета. Кроме того, он успевает выполнять обязанности ответственного секретаря приёмной комиссии вуза и начальника управления интернет-ресурсов.
 
В интервью Лениздат.ру Алексей Леонидович рассказал, как начиналась история «Мегабайта», какие задачи ставит перед собой сегодня его медиа и каким образом редакция мотивирует своих авторов. 
 
– Когда изучаешь материалы «Мегабайта», создается ощущение, что во главе издания стоит команда опытных журналистов и медиаменеджеров… 
 
– У нас нет в редакции ни одного журналиста по образованию. Мне кажется, для нас это большой плюс. У нас все либо физики, либо программисты, либо химики. Это медиа я придумал, когда сам был ещё студентом. Появилась идея помочь ребятам развиваться, чтобы они не только профессионально изучали какие-то технологии, но и могли рассказать, чем они занимаются. Это важно для любого учёного, если он хочет, чтобы его знания как-то транслировались в мир. Мне кажется, «Мегабайт» в этом смысле помогает студентам, поэтому мы его развиваем в разных формах: в виде печатной продукции, на онлайн-ресурсах, в соцсетях, в подкастах. 
 
– Не удержусь от вопроса, почему вы считаете плюсом отсутствие в руководстве вашего медиа профессиональных журналистов?
 
– По этому пункту я согласен с Владимиром Познером, который как-то отметил, что не встречал хороших журналистов, которые получили профильное образование. Мне кажется, что поскольку мы работаем в жанре популяризации науки, то авторам очень важно иметь научное образование, чтобы понимать, о чем они пишут. Человек должен понимать, как общаться с источниками из научной и исследовательской среды, не просто «гуглить», занимаясь проверкой фактов, а уметь читать научные статьи, разбираться, чем отличается интерференция от дифракции. Если бы мы были политическим медиа, то нам важнее было бы иметь гуманитарное журналистское образование, но так как мы работаем в жанре научпоп, у нас другие приоритеты.
 
– Создавая «Мегабайт», вы пришли в редакцию многотиражки ИТМО или действовали самостоятельно?
 
– Конечно, в ИТМО была редакция вузовской газеты, которая сперва называлась «Кадры приборостроению», а затем «Университет ИТМО». В далёкий советский период везде существовали такие многотиражки, которые часто печатали стихи преподавателей, а на первой полосе – фотографию ректора. 
 
Мы создали медиапортал внутри университета, потом организовали фото- и видеокружок, сделали интернет СМИ, выбрав для себя научно-популярную тематику. В какой-то момент стало понятно, что это более зрелая концепция, которая интересна окружающим. В сентябре 2015-го мы объединились с вузовской газетой, переформатировали её, сделали научно-популярной, но с большим уклоном в жизнь ИТМО. Издание теперь тоже называется «Мегабайт».
 
Плюс мы выпускаем научно-популярный журнал NewTone, у которого нет такой глубокой привязки к ИТМО. На его страницах может быть комментарий научного сотрудника нашего университета, но мы общаемся с учеными из других вузов, академиками. Наши авторы ездили в Москву, на Байкал, на ЛАЭС. Нет установки, что в этих медиа мы пишем только про ИТМО и постоянно клянемся ему в любви. Мы ставим задачу расширить кругозор читателей и слушателей, поэтому у нас очень много материалов, например, про медицину и психологию.
 
Наш проект для университета – в некоторой степени элемент soft power, «мягкой силы», а для студентов – развитие soft skills, «гибких навыков», чтобы они понимали, в каком мире они вообще живут и как им нужно общаться с окружающими. 
 
– Как у вас организована работа этого небольшого медиахолдинга? Сколько в штате сотрудников? Кто входит к круг ваших ближайших помощников?
 
– Наша редакция – структурное подразделение университета. Зарплату получаю я и ещё несколько человек (старшие фотографы, операторы). У меня, конечно, есть и другие обязанности в ИТМО. Редактор бумажной газеты – Роман Шайкенов. За онлайн-ресурсы у нас отвечает Мария Кузнецова. Главный редактор журнала – Полина Харисова. 
 
Я как главный редактор определяю, чем мы занимаемся. Вычитываю газету и журнал, другие материалы. Не с точки зрения цензуры, а с позиции опыта и понимания наших задач. Как я уже сказал, у каждого из наших СМИ есть свои старшие редактора, которые решают более локальные задачи: работают с конкретными авторами, определяют конкретные точки, куда нужно сходить ребятам, договариваются со спикерами, работают с конкретными фотографами к материалу, иногда журят авторов, иногда хвалят.
 
Всего у нас занимаются производством контента на разных площадках около 100 человек. Это преимущественно студенты нашего университета, но у нас много авторов, которые не учатся в ИТМО и никогда с ним не были связаны. Просто им нравится сообщество, которое мы создали в «Мегабайте».
 
Ребят, конечно, можно назвать бесплатной рабочей силой, но, с другой стороны, мы очень сильно вкладываемся в их развитие. Каждый год объявляем набор, затем их учим, проводим занятия по журналистике. Речь идет о том, как трудиться над текстом, как писать подкасты, как заниматься SMM, фото или видео. Это большой объем работы. Очень редко бывает, что пришёл человек, который сразу готов представить нормальный материал. Часто после школы приходят графоманы, которые привыкли писать сочинение на 20 листов, но это не то, что нужно нашим читателям.
 
– У ребят есть возможность выбрать, чем им заниматься, когда они уже прошли первоначальную подготовку?
 
– Да, они сами выбирают специализацию. Кому-то нравится писать только в журнал, потому что он может взять большое интервью у интересного учёного, съездить в современную красивую лабораторию. Плюс журнал глянцевый. Другому человеку интересно писать по две статьи в неделю на сайт. Ему важно, чтобы не раз в два месяца выходили его материалы, а еженедельно.
 
Для каждого мы пытаемся найти ту или иную мотивацию. Одному интересно принять участие или выиграть в каком-нибудь всероссийском конкурсе. Другого привлекает возможность пойти на VK Fest и сделать репортаж. Третий хочет побывать в лаборатории известного ученого и посмотреть, как получают тёмную материю. У всех разные интересы, а мы пытаемся пойти авторам навстречу и найти точки соприкосновения, потому что мотивировать деньгами мы не можем. И я не считаю, что это плохо, если честно.
 
– «Мегабайт» регулярно организовывает хакатон ScienceMedia. Чему он будет посвящен в этом году? 
 
– Хакатон мы проводим по разным темам каждые два года. Делали по научной журналистике в самом начале. Потом по дата-журналистике. В этом году его темой станет использованию искусственного интеллекта в медиа. Это уже, наверное, наш десятый ScienceMedia.
 
– А  использует ли ваша редакция искусственный интеллект?
 
– Разумеется, текст за нас искусственный интеллект не пишет, но у нас уже был опыт у одного автора, который подготовил вместе с ИИ художественный материал. Это процесс, когда ты не просто отправил запрос в ChatGPT: напиши мне текст! Для того, чтобы получился хороший результат, нужно постоянно уточнять вопросы, самому построить логику того, как будет выглядеть материал. И потом все равно придется всё переписывать. Опыт был интересный. Плюс мы, конечно, используем его в дизайне и SMM.
 
– Основные расходы по деятельности «Мегабайта» несет ИТМО?
 
– Да, наш учредитель финансирует большую часть наших проектов, но мы участвуем в различных конкурсах, выигрываем гранты.
 
– Монетизацией контента занимаетесь?
 
– Наверное, можно было бы попробовать, но, оценивая сколько сил займет этот процесс, мы решили, что овчинка выделки не стоит.