Вечером 16 августа Минюст традиционно объявил о пополнении списка иностранных агентов. На этот раз, казалось бы, уже заурядное событие вызвало небывалый резонанс, поскольку в списке «неблагонадёжных» оказались несколько крупных и влиятельных Telegram-каналов: BRIEF*, BRIEF Важное*, Незыгарь* и Сирена*. Чиновники на своем сайте опубликовали и фамилии тех, кого они считают авторами этих ресурсов: Екатерина Винокурова, Владимир Дергачев, Дмитрий Коваленко и Глеб Шкитин. Первые двое не отрицают своей причастности к BRIEF*. Об их роли в работе новых иноагентов было хорошо известно и до 16 августа. Дергачев является главным редактором BRIEF*, а Винокурова – его заместителем.
«Наверное, я заслужила сейчас помощь»
16 августа BRIEF* публикует в 16:13 информацию о признании иноагентом журналиста Руслана Давлетгильдеева* (№841 в реестре Минюста). Сейчас пост удален, но редакция Лениздат.ру располагает скриншотом. Речь только об одном человеке. Информация появляется почти за час до того, как в 17.01 РИА «Новости» первым выкладывает полный список новых иноагентов. Сообщение Минюста сразу подхватывают «Коммерсант», РБК, ТАСС и другие СМИ.
Неизбежно возникают два вопроса: откуда журналисты BRIEF* узнали про решение по поводу Давлетгильдеева* и почему до них дошли новости только про него? Сложно предположить, что, получив достоверные данные о собственном канале и других новоиспеченных иноагентах, редакция решила дозировать информацию. Возможно, в этой странной истории свою роль сыграл тот факт, что из пятерки новых иноагентов Давлетгильдеев* был внесен в реестр первым.
Дальнейшее развитие событий показывает, что редакция BRIEF* была совершенно не готова к своему новому статусу. Лента новостей обновлялась вплоть до 17.13, когда BRIEF* опубликовал решение Минюста полностью, после чего на канале воцарилось гробовое молчание вплоть до 21:15.
Можно только догадываться, кто был источником удаленной информации о Руслане Давлетгильдееве* и о чем сотрудники редакции говорили друг с другом до 9 вечера, но вполне вероятно, что речь шла и о приостановке работы канала в знак протеста.
Мрачная ирония истории заключается в том, что буквально за несколько часов до признания BRIEF* иностранным агентом Екатерина Винокурова опубликовала проникновенный пост с призывом к власть имущим «перестать воевать с оставшимися». Начинался он пророчески для редакции Екатерины: «Пятница уже давно превратилась для политических кругов в «черный день». День, когда ты знаешь, что ни в чем не виноват, может быть, виноват, но тебя в любую секунду лишат гражданских прав, без возможности оправдаться или защититься».
Через несколько часов Винокурова начнет свой пост об информации из Минюста следующими словами: «Произошла гражданская казнь, без суда и следствия». Журналистка призвала всех своих знакомых во властных структурах открыто осудить случившееся.
– Сейчас мне нужна ваша защита. Если вы все выступите публично и полупублично, вы победите, и вы это знаете. Дайте, пожалуйста, публичную оценку произошедшего. Как все знают, я годами помогала всем. Наверное, я заслужила сейчас помощь, – эмоционально настаивала журналистка.
Реакция Владимира Дергачева была достаточно сдержанной. Он подчеркнул, что отрицает любые обвинения, например, в дискредитации ВС РФ. Владимир считает себя «себя вполне патриотично настроенным человеком, как, конечно, и своих коллег». Главред BRIEF* посетовал, что в стране «поощряется шаблонная и бессмысленная пропаганда», а свободная журналистика отказывается под прессом. При этом Дергачев уверен, что в эмиграции российская журналистика «переживает не самые легкие (а может, еще более тяжелые) времена».
Позже он добавил, что не видит какой-то очевидной причины атаки на свои каналы: «Собрал примерно десять версий причин/поводов (но, возможно, здесь эффект эхо-комнаты и все выдают желаемое за действительное, присуждая себе долгожданный трофей)».
По мнению Дергачева, мы стали свидетелями зарождения «большой волны, которая сметет ТГ-рынок и приведет к его большому переделу». В результате читатели могут переместиться «в зарубежные, неконтролируемые властью, каналы».
На канале Незыгарь* 16 августа не появилось сообщения о том, что он оказался в реестре иностранных агентов. На следующий день Незыгарь* объявил, что продается его «юзернейм». Сегодня у Незыгаря нет ни подписчиков, ни постов. Исчез и тот, что был адресован недоброжелателям: «Мы не злые. Но память у нас хорошая». 17 августа Незыгарь* совершил ещё и попытку переехать под новым названием НЕЗЫГАР* на другой канал. Однако, уже 19 августа попытка найти Незыгарь* по новому адресу ни к чему не приводила. Яндекс при запросе НЕЗЫГАР* отправляет на площадку НZГ. Russica. Имеет ли он какое-то отношение, к «однофамильцу», объявленному иноагентом, разбираться, похоже, придется чиновникам Минюста.
«Решили ударить картечью в облака»
Вице спикер Государственной думы Владислав Даванков («Новые люди») признался, что знаком со многими журналистами из редакции BRIEF*.
Экс-кандидат в президенты страны прямо высказался против решения Минюста:
– Есть люди, которые уехали из страны и ведут радикальную антироссийскую работу. Ставить с ними в один ряд людей, которые продолжают жить и честно работать в России — решение, которое я понять и поддержать не могу.
Даванков пошел дальше и призвал высказаться по поводу случившегося, всех читателей и спикеров BRIEF*: «Под гробовое молчание можно потерять вообще все СМИ в стране. Ни к чему хорошему это никогда не приводило».
Не менее остро выступили и представители непарламентской оппозиции. По мнению одного из лидеров партии «Яблоко» Льва Шлосберга*, чиновники не добьются целей, которые преследуют, потому что «Телеграм стал инфраструктурой свободы массовой информации. Спорить с воздухом неумно и бесполезно, но власти решили ударить картечью в облака».
– Решение Минюста, – продолжает Шлосберг*, – может отражать ожесточение в отношениях «бульдогов под ковром», но важно не только то, кто решил укусить редакции телеграм-каналов, а чего испугались инициаторы этого удара. А испугались они, несомненно, свободы массовой информации. BRIEF* писал буквально обо всём, давал площадку практически всем. Семейство BRIEF* очень быстро выросло в институцию свободы слова и свободы массовой информации.
Товарищ Шлосберга* по партии и реестру иноагентов, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский* давно знает Екатерину Винокурову, как «человека профессионального и искреннего. Говорящего то, что думает, а не то, что выгодно».
– BRIEF* – один из самых профессиональных каналов в российском политическом информационном пространстве, – уверен Вишневский*. – Он давал разные, порой – полярные точки зрения, и всем давал возможность донести до общества свою позицию. Я тоже не раз давал им комментарии.
Даже политики, у которых отношения с авторами каналов не сложились, высказывают явные сомнения в решении Минюста. Депутат Государственной думы от «Справедливой России» Дмитрий Кузнецов, не забыв о старых обидах, фактически поддержал опальных журналистов:
– Телеграм-канал Brief* (иноагент) мне не друг. Они давно не берут никаких наших позитивных новостей, а про меня размещают, главным образом, негативные слухи. Более того, когда я читаю комментарии Екатерины Винокуровой, я слышу голос наших политических противников. В личном общении они не балуют откровенностью, но Екатерина талантливо озвучивает их позицию, за что я Екатерине благодарен. Тем не менее, я совсем не рад внесению Brief* (иноагент) в реестр иноагентов. По моему убеждению, процедура внесения в реестр должна быть прозрачна. Обществу должно быть понятно конкретно за что. Также должно быть понятно, что сделать для исправления ситуации и выхода из статуса. Важно развиваться, становиться сильнее и двигаться вперед, а не «держать и не пущать».
Позиционирующий себя, как национал-демократ, публицист Егор Ершов уверяет, что случившееся можно сопоставить с попыткой полной блокировки Telegram в России, а «BRIEF* — это без шуток лучший канал-агрегатор Телеги и когда меня спрашивали, какой единственный канал я бы посоветовал, чтобы читать новости и комментарии к ним, я рекомендовал именно его».
Ершов завершает свой пост предостережением: «На месте всех всё ещё как-то встроенных в систему противников откровенного людоедства я бы весьма напрягся. Есть от чего».
«Сказать, что это было неожиданность – ничего не сказать»
Политтехнолог, основатель медийного агентства «Щенки Media» Рамиль Харисов, комментируя происходящее, делает акцент на том, что проблемы BRIEF* и Незыгарь* ничего не предвещало:
«Сказать, что это было неожиданность – ничего не сказать. Помню «Незыгарь»*, когда там было еще 10 тысяч подписчиков. Он пережил много реинкарнаций команд, кураторов и т.п. Сейчас, по сути, был на политической пенсии – его скорее любили за прошлые заслуги.
«Бриф»* относительно недавний, но яркий. В свое время принес тренд на цитаты. Оказалось, что агрегатор может не просто репостить, а рассказывать мнения разных авторов, каналов и СМИ. Еще из заметного: публичная команда журналистов со своими колонками – своего рода тренд. Обычно каналам достаточно было своей анонимности.
Сегодняшняя история должна показывать стандартный алгоритм, по которому работает закон. /…/ В оборот были взяты слишком яркие представители политических каналов с огромной историей и чиновничьим бэкграундом. Выглядит так, будто кто-то в бой пошел первым, но ждать ли ответ? Будем наблюдать».
Ксения Собчак также откровенно признается, что пятничная новость застала ее врасплох. По словам Собчак, в её картине мира BRIEF* и Незыгарь* являлись инструментами по продвижению «повестки АП».
– Более того, какое-то время я была убеждена (не без усилий одной из башен Кремля), – вспоминает Собчак, – что Незыгарь*, который меня тогда знатно и не по делу мочил, канал Маргариты Симоньян. Да и многие так считали тогда на рынке. Неловко и неприятно, но вынуждена признать: понимаю, что ничего не понимаю. Если нельзя уже даже так, как делает Незыгарь* и Brief*, то куда опять передвинули красные флажки?
Еще большую растерянность продемонстрировал политолог Сергей Марков, составивший пост в собственном канале практически из одних вопросов. Ответов он не дает (или боится это делать), но выглядит завсегдатай телевизионных ток-шоу, в любом случае, глупо:
– Так кто владелец Брифа* и Незыгаря*? Фактический политический? Кого наказали включением их в иноагенты? Кто наказал?
Хм. Все кругом такие инсайдеры, такие все втусованные. А все считали, что Бриф* и Незыгарь* под АП. И что? Кто там? Ау! Инсайдеры!
Политолог Александр Кынев фиксирует недоумение, которое воцарилось среди лояльной аудитории после пополнении списка иноагентов в минувшую пятницу. Радуются, на взгляд Кынева, «только представители радикальной оппозиции, для которых всё что не с ними, одним цветом».
– Категорически не согласен с оценкой Brief* как провластного (в отличие от Незыгаря) – он лояльный, но самостоятельный, независимый и качественный. То, что не бегает с флагом и не переходит неких линий, это плюс, а не минус.
Просто для части нашей публики, особенно радикально настроенной, нет полутонов, «кто не с нами, тот против нас» (именно поэтому они сами в такой жопе и находятся), – добавляет политолог.
Важно отметить, что есть и те, кто считает, что случившееся достаточно закономерным. Например, главный редактор издания «Вечерние ведомости» (Екатеринбург») Владислав Постников.
– На фоне происходящего в Курской области включение телеграм-каналов Brief* и Незыгарь* в список иноагентов выглядит вполне ожидаемым – в такие периоды всегда усиливается [иррациональный] поиск «внутренних врагов». Даже среди, казалось бы, системных игроков.
Жаль, конечно, если Brief* прекратит существование – например, «Ярновости»*, где также тоже работала журналистка Екатерина Винокурова, сразу после попадания в список иноагентов объявили о закрытии.
И я так говорю не потому, что Brief+* меня регулярно цитировал, а потому что площадок, где представлены различные мнения и различные политические позиции, осталось не так-то много. Медиапространство поляризуется – площадки кренятся в сторону той или иной пропаганды. Впрочем, много достойных изданий получили незаслуженное клеймо иноагента, и Brief* здесь далеко не первый, – напоминает Постников.
«Иррациональный страх»
О причинах и последействиях гонений на популярные телеграм-каналы сегодня рассуждают многие. Журналист и политолог, эксперт по республикам бывшего СССР Аркадий Дубнов тоже увязывает события в Курской области с пополнением списка иноагентов:
– Неадекватное восприятие реальности, иррациональный страх, ею порождаемый, - все, что мы видим на фоне боевых действий на полях Курской «немагнитной аномалии», – и есть та самая причина нервической реакции власти, заставившей ее признать «иноагентом» телеграм-канал Brief*.
Вадим Самодуров, политолог, руководитель Агентства стратегических коммуникаций, полагает, что случившееся с популярными телеграм-каналами «демонстрирует новый виток деградации системы». Первоначально пополнение реестра персоналиями, с точки зрения Самодурова, имело «какой-то устрашающий эффект». Постепенно выбор чиновников, кому отправить «черную метку» становился всё более случайным.
– Когда назначать начали «оптом» – целые «объединения лиц» – это выглядит уже гротескно, как пародия государства на самое себя. При том что речь идёт не о каких-то откровенно антигосударственных изданиях, а о вполне лояльных и нейтральных каналах, которые дают максимально взвешенную и непредвзятую оценку. Дальше-то, что будет? В реестр иноагентов будут вносить тех, кто носит очки? (В 70-е годы в Камбодже Красные кхмеры в поисках врагов пришли к тому, что и очки стали признаком инакомыслия). Или тех, кто не смотрит Соловьева? Всё это выглядит уже как какая-то истерия на фоне того, что число нелояльных людей растет с каждым днем, – подчеркивает политолог.
Политолог Константин Калачев отмечает, что подписчики BRIEF* не стали массово покидать ресурс, на что, возможно, у чиновников был расчёт. «Посмотрим, что будет через месяц, но пока ощущение, что 569 тысяч человек поддержали Brief*», – констатирует Калачев. Объективности ради, стоит отметить, что по данным TGStat 17 августа канал покинуло почти 2 000 человек.
Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов не боится признаться, что сотрудничал с BRIEF*. С его точки зрения, «когда традиционную медиасреду бетонируют, плюрализм прорастает на новых площадках.
– Теперь, если BRIEF* рухнет, новая площадка прорастет вновь. Вот только такой сдержанной и цивилизованной она больше не будет. Проиграем при этом опять мы: пользователи и читатели, – констатирует Наумов.
Председатель Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области Андрей Радин на вопрос Лениздат.ру, как он воспринял пятничные новости ответил следующим образом:
– Считаю канал BRIEF* профессиональным и оперативным. Искренне сожалею, что Екатерине Винокуровой придется преодолевать вновь возникшие трудности. Если из-за иноагентства Екатерине придется отказаться от ведения телеграм-канала, то это серьезно ограничит права граждан на получение информации из негосударственных источников.
Писательница, член Международного ПЕН-клуба Алина Витухновская в своей оценке происходящего была лаконична: «Мир, где «во всем виновата Екатерина Винокурова» — это не политический мир. Это советская коммуналка с советскими же склоками. Уровень разборок показывает и масштаб перспектив».
P.S. Из сообщения в персональном телеграм-канале Екатерины Винокуровой можно сделать вывод, что она ушла из редакции BRIEF*. Журналистка просит друзей, коллег и читателей помочь ей материально: «Мне сейчас понадобятся деньги на первые несколько месяцев, пока я не начну некие новые проекты (или не умру). Никакой поддержки у меня сейчас нет».
*- Организация или лицо признаны Минюстом РФ иностранным агентом.