Медиановости
/ Власть, Конфликты, Медиасреда, Петербург, Пресса

2 июня 2015 17:21

Гусев: Цель государства – уничтожить мысль

 
На VIII съезде Союза журналистов Петербурга и ЛО 29 мая выступил председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев. Его призыв объединить профессиональные союзы в новую Ассоциацию вызвал бурную дискуссию собравшегося медиасообщества. Лениздат.Ру представляет вашему вниманию полный текст речи Павла Гусева. 
 
– Я, прежде всего, хочу передать приветствие от более чем 15 тысяч журналистов Москвы. Наш Союз достаточно боевой, и мы с огромным уважением относимся к Союзу журналистов Петербурга и Ленинградской области, к председателю этого союза, к тем активным и очень значимым нашим журналистам, деятелям, которые есть сегодня в Санкт-Петербурге. Ваша точка зрения весома и в Госдуме, где мы пытаемся бороться с определенными решениями и законопроектами. 
 
Вообще, наша структура, наш с вами союз – это очень важная медийная структура. Я должен вам честно и открыто сказать: мы с вами находимся в таком жутком кризисе нашей профессии и СМИ, какого, наверное, не переживали ни в 20-е годы прошлого века, ни в его середине, ни в 90-е годы, когда, казалось, что-то разваливалось, что-то не состоялось. Мы сейчас находимся в таком состоянии, когда наша профессия может скатиться… Ну я даже не знаю, тяжело об этом говорить. 
 
За последние 4-5 лет Госдума предложила на рассмотрение более 400 законопроектов, которые касаются ужесточения не только закона «О СМИ», но и других законов: «О рекламе», Гражданского Кодекса, Уголовного Кодекса. Каждый месяц вносятся новые законопроекты – один чудовищнее другого. Слава богу, не все принимаются – многие из них находят жесточайший отпор со стороны общественных структур: и региональных, и федеральных. Мы пытаемся доказывать, что это – безумие, которое делают сегодня депутаты Госдумы в отношении СМИ. 
 
Когда более 80% всех СМИ принадлежат государству или аффилированным структурам – куда больше, зачем дальше эту ситуацию усугублять? Тем более, если говорить откровенно, государственные СМИ вообще-то должны быть самыми народными, потому что они существуют на деньги государства, они реально должны принадлежать гражданскому обществу, всему населению нашей страны. То есть правительство и президент – распорядители этих СМИ. Эти СМИ принадлежат людям. 
 
Сегодня, когда некоторые государственные деятели пытаются за счет СМИ внедрять только одну политическую мысль и только одну экономическую мысль, полностью исключая всякую дискуссию, когда невозможно высказывать реальные гражданские позиции, которые сегодня есть в обществе, – что мы делаем? Это же угроза всей информационной безопасности страны – мы что, сегодня хотим скатиться в ситуацию, когда обсуждение всех проблем уйдет только в социальные сети, к которым и так уже сегодня подбирается и Роскомнадзор, и блокировки, и прочее, прочее, прочее? Но социальные сети – это не СМИ! Это не СМИ! СМИ занимают 14-15% в общей доле интернет-пространства. Все остальное к ним не относится. Куда мы идем? Мы хотим вывести людей в курилки, пивнушки, квартиры, кухни и опять только там вести разговоры о том, что нам не нравится? Зачем это делать? 
 
Зачем принимать жуткие законы, которые сегодня привели к жесточайшему кризису в СМИ – именно к экономическому кризису? Сегодня мы лишены многих аспектов в рекламной деятельности, реклама упала до 60% в целом по стране. Не только из-за закона «О СМИ», а из-за борьбы со средним и малым бизнесом, который государство поддерживает только на словах. По стране в среднем на 60% упал средний и малый бизнес. Что делается в Москве сегодня, когда запретили первые этажи жилых помещений переводить под средний и малый бизнес. Это что такое? Делали-делали, шли к этому, а теперь первые этажи запрещено отдавать под магазинчики, под ателье. В Питере все это делают, смотришь – у вас на всех первых этажах, в подвалах что-то делается, а в Москве запрещено.
 
Уничтожаются газетные киоски – по стране уничтожено больше 30% газетных киосков! Я сегодня в 6:30 на Ленинградском вокзале ринулся купить газеты, чтобы с собой взять почитать – нет газет. Раньше было два газетных киоска при выходе на перрон. Все, закрыли. Теперь в одном – еда, в другом – вода. Вот цель – уничтожить мысль, и пусть жрут. Пусть жрут гамбургеры и что там еще продается на скорую руку. Сегодня, если мы с вами не будем поднимать голос и защищать наши позиции в СМИ, мы ничего не добьемся.
 
Союз журналистов России – посмотрите, сколько заявлений и сколько позиций он отстаивал по основным проблемам, которые есть сегодня? Ни одной практически! Я не видел Союз журналистов ни в Госдуме, ни в администрации президента – нигде. Ходят или руководители федеральных СМИ, или Союзы журналистов Москвы, Петербурга, приглашаем сейчас Кубань. 
 
Нам необходимо создание новой ассоциации, которая защищала бы наши интересы. Это не в противовес Союзу журналистов России, это не борьба против Союза журналистов России – это дополнение. Это должна быть структура, которая не боится и обладает авторитетом говорить на любых уровнях, отстаивая интересы нашего медийного пространства. Мы не можем сегодня без этого. Мы можем решить ряд вопросов. Посмотрите, я лично передал президенту все требования и проблемы, связанные с экономикой. По итогам получены поручения. 
 
Что мы сегодня имеем? Антимонопольный комитет отказывает нам, Минпром – отказывает нам. И так далее. Но надо сказать, что Минкомсвязи отчаянно защищает наши позиции. Очень странно, но защищает наши позиции на всех уровнях. 
Я надеюсь, что будут изменения и на рекламном рынке, и в других областях. Но это капля в море. Даже пиво разрешили вернуть в рекламу – и что? Знаете, сколько вернулось его? 3% от того, что было, «пивняки» давно научились рекламировать себя по-другому. И так во всем. 
 
Я абсолютно уверен, что мы с Союзом журналистов России рано или поздно найдем общий язык. Сегодня руководство Союза журналистов России изжило себя. Не просто изжило – они прислали вам сегодня приветствие – это не приветствие, это угрозы вам. Что с вами будет, если вы не приползете на Зубовский бульвар. Почитайте, там каждый пункт – издевательство в отношении вашей журналистской организации и вас лично, какие вы ничтожества по сравнению с Богдановым и его командой. А я говорю, что ничтожества – они, которые забыли, для чего и ради кого они работают. Тайно продали Елино, журналистскую базу. Перераспределили собственность по всем нашим объектам, которые принадлежали Союзу журналистов СССР и России. Где деньги? На всесоюзные пьянки в Сочи ежегодно уходят?
 
Я должен сказать, что выступал с теми же словами на съезде Союза журналистов России и сказал, что Богданов должен уйти. Я назвал кандидатуры людей, которые должны прийти в руководство – это реальные деятели и руководители СМИ. Богданов давно уже даже не знает, как реально выглядят СМИ, как они делаются, он никогда не был журналистом. Что же это такое? Он не понимает проблем, чтобы заниматься этими вопросами. 
 
Я считаю, что наша Ассоциация – это не только те, кто хочет вступить в нее сегодня. Надо убедить в этом людей. Не в противовес – более того, я послал Богданову приглашение вступить в нашу Ассоциацию. Потому что считаю, что она будет сильна, когда туда войдут многие другие журналистские союзы. Сейчас скажут, что Гусев хочет ее возглавить. Нет, Гусев не хочет ее возглавить. Там не будет председателя. Там будут сопредседатели. Мы будем равны в принятии решений, и никакой «мафии» не будет, потому что у нас одна цель – защитить журналистское сообщество, отстаивать наши интересы, доказать некоторым ретивым чиновникам и политикам, что СМИ сегодня – это важнейшая структура и важнейшая деятельность государства. Ее нельзя привязать к ноге и как болонку водить на прогулки по Невскому проспекту или по Тверской улице. Нельзя! Не получится! Этого никогда не будет!