Медиановости
/ Версии, Медиасреда, Петербург

15 июля 2016 21:50

Политические игры массмедиа-новичков

 
До предстоящих выборов депутатов в Государственную думу и Законодательное собрание Петербурга остается два месяца. Незадолго до старта предвыборной кампании в Петербурге появился целый ряд новых печатных и сетевых изданий:  «Интересант», «Бездуховности» , slivaem.com, а также газеты «Петербургский маяк» и «Вечерний Санкт-Петербург». Лениздат.Ру поинтересовался у экспертов, кому из участников политической гонки могут быть полезны эти СМИ.
 
«Вечерний Санкт-Петербург»
 
Первый номер «Вечернего Санкт-Петербурга» вышел 27 мая 2016 года. Его предшественница, газета «Вечерний Петербург», закрылась в минувшем году, когда после смерти основателя «Балтийской медиа-группы» Олега Руднова активы холдинга перешли под управление главы News Media Арама Габрелянова. 
 
Позже Законодательное собрание Петербурга во главе со спикером парламента Вячеславом Макаровым внесло поправки в городской бюджет и выделило на издание «Вечернего Санкт-Петербурга» 25 млн рублей. Средства были переданы адресату только в конце апреля. Комитет по печати объяснял задержку субсидии бюрократическими сложностями.  
 
На заседании комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке 28 марта депутаты приняли решение обратиться к губернатору Георгию Полтавченко с критикой органов исполнительной власти, ответственных за задержку выделения средств изданию. По их мнению, они сознательно затягивали процесс выплаты обещанной субсидии. 
 
О необходимости выделения средств «Вечернему Санкт-Петербургу» активно заявлял и спикер Макаров, упомянув о необходимости «возрождения старейшего издания Петербурга». По его словам, задержки финансирования газеты наводили на мысль о том, что кто-то в исполнительных органах власти «целенаправленно пытается тормозить данное решение». 
 
На этом же заседании депутаты назвали политику освещения городских событий газетой «Петербургский дневник», на которую из бюджета ежегодно тратится около 170 млн рублей, необъективной. Депутат Резник, например, считает, что издание имеет «явный перекос в сторону информирования граждан о деятельности исполнительной власти», а деятельность законодателей освещается «очень странным образом».
 
При этом, как отмечают политологи, «Петербургский дневник» вышел из «сонного состояния» и активно выступил с позицией против Законодательного собрания, чем мог вызвать недовольство Макарова. «Газета с неожиданным сладострастием и подробностями, которые ей не свойственны, расписала историю с задержанием депутата Светланы Нестеровой», - высказал мнение в беседе с Лениздат.Ру политолог Олег Ведутов, уточнив, что «Вечерний Санкт-Петербург» пока еще не находится в воинственной стадии и сохраняет нейтралитет, не желая воевать с городской администрацией.
 
О противостоянии законодательной и исполнительной власти Лениздат.Ру рассказал и политтехнолог Антон Вуйма. «Насколько я знаю, между Вячеславом Макаровым и командой губернатора существует скрытый конфликт. Сейчас же есть вероятность, что в ЗакС пойдет две команды единоросов - депутаты от Макарова и от губернатора. Возможно, что конфликт будет и между ними», - предположил собеседник Лениздат.Ру, отметив, что Макаров может использовать и газету «Вечерний Санкт-Петербург», и другие издания, но эффект от этого будет не столь велик, так как более глобальное влияние на избирателей оказывает телевидение.
 
Первый номер газеты вышел 27 мая и был встречен в том числе и критикой со стороны петербургского медиасообщества. Так, журналист «Эха Москвы» Валерий Нечай охарактеризовал газету как пропагандистскую. Поводом для подобных высказываний стало содержание первого выпуска «Вечернего Санкт-Петербурга», где дважды появился портрет Макарова и статья, рассказывающая о праймериз партии власти, под заголовком «Петербуржцы помогли “Единой России” выбрать будущих кандидатов в Госдуму». 
 
Редакцию газеты возглавил Константин Миков, занимавший аналогичную должность в закрытой Арамом Габреляновым газете «Вечерний Петербург». В штат сотрудников «Вечернего Санкт-Петербурга» также вошла часть коллектива закрытых газет «Балтийской медиа-группы».
 
Эта газета, как и другие печатные СМИ, не является эффективным ресурсом, в отличие от их сетевых конкурентов, считает генеральный директор Центра социальных проектов «Белый Дом» и старший научный сотрудник факультета политологии СПбГУ Инга Бурикова. «Печатным СМИ не хватает оперативности и легкодоступности электронных. В особенности это важно для жителей Санкт-Петербурга. Если говорить об использовании печатных СМИ, то искать интересантов данного издания также считаю бессмысленным, так как само влияние достаточно ограниченно. Слишком много вложений и трудозатрат с непонятным результатом», - рассказала Лениздат.Ру Бурикова.
 
«Интересант»
 
Бывший редактор закрытой Габреляновым «Смены» Олег Засорин не заинтересовался возрожденной «Вечеркой», а возглавил созданный в марте 2016 года интернет-журнал «Интересант». По словам главного редактора СМИ, издание публикует городские новости и собственные расследования «под особым углом».
 
По данным Kartoteka.ru, с 11 июля 2016 года Засорин числится гендиректором ООО «Интересант», единственным владельцем которого является председатель регионального совета сторонников партии власти Василий Кичеджи, ныне исполняющий обязанности ректора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. 
 
Сам Кичеджи не дал прямого ответа на вопрос корреспондента Лениздат.Ру, является ли он владельцем сайта «Интересант», отметив, что обо всем своем имуществе отчитается в декларации. Также бывший вице-губернатор подчеркнул, что в любом случае учредитель не имеет права вмешиваться в редакционную политику. 
 
После ухода с поста вице-губернатора, который Кичеджи занимал с 2011 по 2014 годы, он заявлял о намерении создать собственный медиахолдинг, в который, по информации «Фонтанки.ру», вошло бы аналитическое агентство Riata.ru. Также в СМИ появлялась информация, что Кичеджи намерен приобрести ИА «Телеграф», но сделка так и не состоялась.
 
Напомним, после того как в январе 2015 года президиум генерального совета партии «Единая Россия» не согласовал на должность руководителя исполкома петербургского отделения партии кандидатуру Кичеджи, спикер ЗакСа Макаров выразил свою поддержку бывшему вице-губернатору, назвав его «талисманом партии».
 
«"Интересант.ру" – очевидно новый портал, что заявлено на самом сайте. Видно, что какие-то вещи еще обкатываются, что возможности портала шире, чем они сейчас представлены. Заявлен интересный коллектив журналистов, информация разносторонняя, без очевидной привязки к выборам. Если говорить о "заказном создании портала под выборы-2016", то это довольно трудная задача, так как любому сайту нужно время, чтобы собрать свою аудиторию и оказывать на нее какое-либо влияние», - отметила Инга Бурикова в беседе с Лениздат.Ру.
 
«Бездуховности»
 
Главный редактор другого нового СМИ Петербурга, сайта «Бездуховности», Олег Мухин не скрывает, что проект был создан специально к выборам, но надеется, что он сможет их пережить. При этом, как заявлял Мухин, важную роль в новостях сайта играют слухи и сплетни, так как это не ограничивает читателя в получении информации.
 
«Бездуховности» не созданы для продвижения идей какой-либо одной конкретной политической силы, считает политолог Ведутов. «Это чисто политический проект, который должен заработать на выборах. Официальные СМИ в выборный период обладают массой ограничений, а у “Бездуховностей” таких ограничений нет», - рассказал собеседник Лениздат.Ру, также предположив, что издание готово сотрудничать со всеми.
 
Заявленная сайтом аудитория – это экспертная и политическая среда, отмечает Бурикова. «“Бездуховности” не скрывают своей выборной направленности. Для портала важно аккумулировать внимание политической элиты, качество и направленность материалов вполне удовлетворяют данной задаче», - рассказала Лениздат.Ру политолог.
 
«Петербургский маяк»
 
Газета «Петербургский маяк» появилась 24 мая. Тираж нового издания составил 70 тысяч экземпляров, распространяется бесплатно. Известно, что издателем является предприниматель Артур Лугов, а главным редактором - бывший шеф-редактор сайта «Деловой Петербург» Денис Лебедев. 
 
Контроль и финансирование СМИ источники Лениздат.Ру приписывают владельцу Fort Group и газеты «Деловой Петербург» Максиму Левченко. Разговоры о том, что он планирует выпуск нового городского издания, появились еще в начале марта, однако сам Левченко свою причастность к «Петербургскому маяку» отрицал. По словам источников, бизнесмен рассматривает вариант размещения в своей газете предвыборной политической рекламы, так как миллиардер баллотируется в депутаты Законодательного собрания Петербурга от партии ЛДПР. 
 
В выпуске газеты за 6 июля, например, первый разворот был отдан под большое интервью с Левченко о торговле в эпоху кризиса и его планах баллотироваться в ЗакС от ЛДПР. Кстати, дизайн газеты выполнен в той же цветовой гамме, что и эмблема партии, – преобладание желтого и голубого. Многие материалы на сайте газеты Sbmayak.ru также посвящены ЛДПР: «Шутки в стороны, ЛДПР идет», «ЛДПР нашла кандидатов для Госдумы» и другие.
 
Slivaem.com
 
Еще одна новинка в информационном пространстве Петербурга -  сайт Slivaem.com. Никакой информации о портале в Сети нет, как СМИ сайт не зарегистрирован. В регистрационных данных сайта указан номер хостинговой компании Reg.ru, которая предоставляет услуги по полному сокрытию персональных данных для международных доменов. 
 
Сами тексты скопированы из других источников, о чем редакторы портала не забывают упоминать в конце каждого материала. Слоган, размещенный в «шапке» сайта, гласит: «Скандалы, домыслы, интриги: все о грязном белье политики». Под «грязным бельем» на этом сайте имеются в виду такие темы, как «В.Нотяг и тайна сомнительной подписи», «Почему поссорились Алексей Навальный и Максим Кац», «Карусели, боты и сливы: ПАРНАС с треском провалил праймериз». 
 
Деньги, деньги, деньги
 
Помимо сайтов и печатных изданий, рассчитанных на широкий круг петербуржцев, в преддверии выборов появляется большое количество локальных газет, отметил политтехнолог Вуйма. «Если судить по моему почтовому ящику, то перед любыми выборами появляется порядка трех газет, которые вдруг начинают выходить. Они буквально распределены по районам. Например, какая-нибудь “Новоизмайловская правда”. Это локальные агитационные материалы», - рассказал собеседник Лениздат.Ру.
 
Любая информация, поданная не через листовку, а с помощью СМИ, автоматически приобретает мнимую достоверность у некоторого количества избирателей, считает депутат ЗакСа и бывший декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина. «Одна из технологий черного пиара - это запуск любой неблаговидной истории через средство массовой информации. Для этого только что созданное СМИ может очень хорошо подойти. Кроме того, такие газеты и сайты – удобный способ подзаработать во время предвыборной кампании», - отметила в разговоре с Лениздат.Ру Шишкина.
 
Большинство СМИ не хотят упускать возможность подзаработать на выборах, считает Олег Ведутов. «Во время избирательного цикла все издания так или иначе заточены под выборы – это достаточно большие деньги, которые можно получить как официально через избирательный фонд, так и неофициально - через черный нал и “джинсу”. Именно такой вариант интересен и самим газетам, и участникам избирательных кампаний», - рассказал Лениздат.Ру политолог, отметив, что эффективность газет, которые заточены под какие-либо политические партии, достаточно трудно оценить.
 
Многие из тех СМИ, которые появляются в преддверии выборов, будут сразу же забыты после окончания дня голосования, считает политический обозреватель ИА «Росбалт» Сергей Шелин. «Мы тысячу раз это уже видели. Не думаю, что это сработает, ведь интерес к предстоящим выборам невелик. Вряд ли возникшие внезапно ресурсы смогут его увеличить, - считает политолог. - Пусть работают на кого хотят. Если они закрепятся на рынке, то это хорошо. А если нет, то мы забудем о них через несколько месяцев».
 
Петербургские избиратели – это слишком разнородная аудитория для того, чтобы какой-то один конкретный источник информации удовлетворил их потребности, считает Инга Бурикова. «Создание того или иного источника "под выборы" еще недостаточно для того, чтобы оказать влияние на избирателя. Это грандиозная работа политиков и журналистов по созданию адресной и эффективной коммуникации со своими читателями, доверие нужно еще заслужить», - добавила собеседница Лениздат.Ру.