Медиановости
/ Бизнес, Власть, Петербург, Пресса

7 марта 2017 16:33

Районки до сих пор без денег и рекламы

 
Наступил март, но победители конкурсов на издание, печать и распространение петербургских районных газет все еще не получили обещанной с января субсидии — всего 54 миллиона рублей. Больше двух месяцев редакции и распространители вынуждены готовить выпуски бесплатно, а сроки выплаты субсидии постоянно переносят. Даже разместить рекламу (с которой комитет по печати обещал помогать с 2017 года) газетам все еще не дают — рекламное агентство для таких операций до сих пор не выбрали.
 
А денег все нет
 
В конце 2016 года в некоторых редакциях районных газет радовались: наконец-то итоги конкурсов вовремя подведены для всех районов — победители стали известны 27 декабря. Конкурс впервые проводился централизованно: если раньше распределением бюджета занималась каждая районная администрация для своих газет (получатель занимался и изданием, и печатью, и распространением), то теперь эту функцию взял на себя комитет по печати. Через АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» проводится три отдельных конкурса: на издание, печать и распространение. Та же АНО стала учредителем и издателем «Районов.Кварталов» - консультационного органа для районных СМИ, так называемой «объединенной редакции».
 
Именно то, что победителей назвали одновременно и в срок, называли одним из позитивных итогов реформы: в предыдущие годы, когда каждая администрация проводила свой конкурс отдельно, некоторым газетам приходилось ждать результатов до середины февраля. 
 
Однако ни в январе, ни даже в феврале бюджетных денег так и не получили ни редакции, ни распространители. Ко второй неделе марта в районах готовится уже по пятому выпуску газеты, а получателям субсидии отодвигают сроки выплат: по словам редакторов районных СМИ, сначала деньги обещали дать в конце января, затем в конце февраля. При этом еще в конкурсной документации (ч.V: проект договора) было указано, что «оплата работ производится ежемесячно в течение 10 дней с момента подписания акта сдачи-приемки работ за прошедший месяц». 
 
Одни издатели имеют другой бизнес, который позволяет им какое-то время продержать газету на плаву, другие тратят средства, которые скопили за предыдущие годы, третьи и вовсе вынуждены пока фактически работать «за идею». Редакция «Царскосельской газеты» (издает газету Пушкинского района), к примеру, выживает за счет того, что помимо субсидированной «районки» издает свою традиционную газету, привлекая туда рекламу. «Если бы я жил только за счет двух районных газет, я бы уже умер с голоду», — шутит Сергей Иванов, глава «Премиум-Пресс», который издает газеты Калининского и Приморского районов.
 
Месяцами задерживает выплаты газетам комитет по печати не впервые. К примеру, в 2016 году это произошло с выплатой субсидии «Вечернему Санкт-Петербургу», который был создан с участием бывших журналистов «Балтийской медиа-группы». Новая газета получила деньги только 29 апреля, хотя соответствующая статья была внесена в городской бюджет еще 25 ноября 2015 года, а финансирование должно было начаться с 1 января 2016-го. Тогда председатель комитета по печати Сергей Серезлеев объяснял задержку тем, что документы, необходимые для получения субсидии, находятся в процессе оформления. Кроме того, требовалось внести изменения в государственную программу реализации расходных обязательств — в пользу «Вечернего Санкт-Петербурга» бюджет был изменен уже после первого чтения. Впрочем, тогда комитет по печати обвиняли и в намеренной задержке выплат.
 
Теоретически, с районными газетами такой задержки не должно было быть, ведь планы по централизации издания районных газет разрабатывались с февраля 2016-го, а соответствующая строка была заложена в бюджет изначально.
 
Заметим, «Вечернему Санкт-Петербургу» не приходилось и находить средства «из воздуха» в ожидании выплаты субсидии — он начал издаваться только с мая 2016 года, в то время как «районки» неукоснительно выполняют план с самого начала года.
 
Другой пример «отложенного финансирования» - правительственный «Петербургский дневник». Но эта схема отлажена уже много лет: в начале года газета кредитуется у банка, в конце — получает средства.
 
Пропавшая реклама
 
Еще один болезненный вопрос — реклама в районных газетах. На ее размещение были особые планы: председатель комитета по печати утверждал, что для наполнения «районок» рекламой привлекут стороннее рекламное агентство в качестве подрядчика. Предполагалось и дать возможность самим СМИ искать рекламодателей. Так или иначе, реклама должна была стать весомым подспорьем для редакций — ведь, по словам Сергея Серезлеева, «выделенный на районные издания бюджет недостаточен для их развития». Рекламное агентство — посредника должна была найти АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки», сообщал Лениздат.Ру ранее председатель комитета.
 
Однако пока не только не появилось никакого «рекламного агентства», но и в разных районах издатели уже столкнулись с проблемами даже при попытках разместить в газетах социальную рекламу организаций, помогающих району, — об этом рассказали опрошенные Лениздат.Ру издатели районных газет.  
 
Презентуя реформы по объединению газет, районам обещали, что новая система позволит успешно зарабатывать деньги, но до сих пор никто не торопится это реализовывать. А дополнительные средства позволили бы районам, к примеру, готовить спецвыпуски. 
 
В одном из районов, к примеру, давно есть рекламодатели, которые хотят платить газете. Но согласовать коммерческую рекламу  до сих пор не удается, потому что все еще не выбрано агентство-посредник. При этом и рекламных материалов от объединенной редакции тоже не приходит.  
 
Договориться, чтобы не потерять
 
По сравнению с неожиданным безденежьем другие трудности новой системы (к примеру, необходимость выстроить совместную работу с «Районами.Кварталами») кажутся не такими существенными. Некоторые редакторы и вовсе довольны реформами. «Невыплата денег — это единственная неприятность, в остальном мне очень нравится работать с "Районами.Кварталами" - они вносят свой вклад, даже чему-то учат нас», — рассказала Лениздат.Ру издатель «Вестей Курортного района» Гульнара Курбангалеева.
 
Новая редакция, с одной стороны, готовит две полосы общегородской информации в каждую районную газету (у этих полос свой дизайн, своя верстка, свои выходные данные и даже отдельная нумерация: после 3-й полосы в газете идет снова 1-я и 2-я, а следом — 4-я), с другой — консультирует районные газеты в целях «повышения качества». Фактически мнение объединенной редакции носит консультационный характер, редакциям ничего не навязывают, только рекомендуют. Тем не менее высылать макет на согласование необходимо за пять дней до печати, что не добавляет изданиям оперативности. «Когда события в газете недельной давности, они не могут претендовать на актуальность, — возмутился глава «Премиум-Пресс» Сергей Иванов. — Меня часто ругают за то, что я срываю сроки и показываю макет за два дня до выпуска, но я делаю это для того, чтобы зацепить более актуальные новости».
 
В некоторых районах газеты борются за традиционную верстку, сопротивляясь стремлению центральной редакции к унификации. «На мой взгляд, районные газеты теряют свое лицо, становятся безликими», — сокрушается Ольга Цабунина, заместитель директора по издательской деятельности «Курьер-Медиа» (издает газеты восьми районов).
 
Впрочем, можно говорить и о некотором положительном влиянии новой системы. Так, Сергей Иванов замечает, что на пользу идет жесткая периодичность выхода. «Раньше мы только примерно намечали день выхода газеты, но если вдруг случалось какое-то сверхважное мероприятие или, например, предприятие, о котором мы написали, долго не согласовывало нам материал, дата запросто могла поменяться, — объяснил он.
 
Хорошо он отозвался и о попытках редакции «Районы. Кварталы» адаптировать язык районных газет для читателя. «За время работы я привык к номенклатурному языку, к соответствующим терминам, — рассказал глава «Премиум-Пресс». — Для меня было само собой разумеющимся, что такие газеты нужно писать с определенной лексикой, а "Районы. Кварталы" стараются добавлять текстам человечности».
 
Впрочем, в основном о сотрудничестве с «объединенной редакцией» в районных редакциях говорят сдержанно, речь скорее о том, что в той или иной степени удалось договориться или защититься от излишнего вмешательства, чем о значительном прорыве для газеты.
 
Главный редактор «Царскосельской газеты» Ирина Васильева хоть и замечает, что диалог с «объединенной редакцией» был продуктивным, но не считает, что он значительно повысил качество районной прессы. «Можно подумать, что у всей районной прессы было низкое качество, — удивилась она. —  Старые районные газеты имеют на все свое видение и работают кто-то по 20, кто-то по 100 лет. Наша газета выходит с 1938 года, и мне почему-то не кажется, что у "Царскосельской газеты" низкое качество, которое нужно повышать, иначе она бы столько не существовала».
 
По мнению экспертов, кардинальных перемен к лучшему пышно разрекламированное комитетом по печати объединение так и не принесло. Если посулы Смольного сравнивают с обещанием предоставить редакциям как минимум спортивный Porshe, то реальность - с подержанным Ford, который едет, но разогнаться на нем невозможно. Как замечают издатели, их взаимодействие с "Районами.Кварталами" стало преодолением, и "на берегу" договоренности были совсем другими.
 
Получить объяснение ситуации и примерные сроки выплат у председателя комитета по печати Сергея Серезлеева Лениздат.Ру не удалось: уже месяц он не отвечает на звонки редакции.