Медиановости
/ Власть, Медиасреда, Петербург

4 февраля 2014 19:54

"Телега впереди лошади"

30 января комитет по печати опубликовал проект схемы размещения рекламных конструкций. По мнению депутатов, документ был размещен в интернете задним числом, что сократило время проведения экспертизы с четырнадцати до четырех дней. Не меньше претензий и к содержанию документа. Постоянная комиссия по образованию, культуре и науке парламента настаивает на создании рабочей группы, которая выскажет имеющиеся к документу претензии губернатору.

Заседание комиссии по образованию, культуре и науки петербургского парламента состоялось 3 февраля. Члены комиссии обсудили ситуацию с подготовкой Смольным концепции развития наружной рекламы. Согласно федеральному законодательству, документ должен был быть разработан до 1 января 2014 года.

С опозданием на месяц - 30 января, ответственный за подготовку концепции комитет по печати опубликовал на сайте лишь часть концепции - схему размещения рекламных конструкций. В этом документе можно обнаружить список адресов, по которым могут быть установлены объекты наружной рекламы.

Без экспертизы

Возмущение представителей комиссии вызвала попытка чиновников скрыть дату публикации документа на сайте Смольного. Таким образом, предполагают парламентарии, чиновники попытались сократить время, отведенное на антикоррупционную экспертизу. По закону, эту процедуру проводят в течение 14 дней с момента публикации документов.

Зайдя на сайт ведомства (http://gov.spb.ru/gov/otrasl/press/documents/document_proects/), можно увидеть, что официальная дата публикации документа – 21 января 2013 года.

Однако, если судить по адресной ссылке - (http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2014/01/30/Prilozhenie-k-postanovleniju-ob-utverzhdenii-shem_.pdf), видно, что документ был выложен на сайте лишь 30 января. Более позднюю выкладку схемы подтверждает и наличие у депутата ЗакСа Марины Шишкиной скриншота сайта, на котором видно, что 21 января документ на сайте отсутствовал. Разница между официальным и фактическим временем публикации схемы сократила законный срок проведение антикоррупционной экспертизы на 10 дней.

«Вместо положенных по закону 14 дней у нас для проведения экспертизы осталось всего лишь четыре, а, учитывая выходные, всего два дня», - прокомментировал ситуацию председатель комиссии Максим Резник.

Опубликовали наполовину

Кроме того, документ так и не был представлен в полном объеме. Подготовленная чиновниками схема размещения – лишь часть основного документа – концепции развития наружной рекламы. Присутствовавший на заседании заместитель председателя комитета по печати Сергей Серезлеев на вопрос о сроках подготовки основной части документа – концепции – ответить по существу не смог.

«Концепция определяет принципы, а схема – список адресов, по которым можно размещать рекламу. Когда схема появляется раньше концепции, получается телега впереди лошади», - пояснил Резник. На данный момент на сайте комитета по печати доступна лишь старая версия концепции, опубликованная еще 30 мая 2013 года.

Попытка самоутверждения

Депутат Законодательного собрания Марина Шишкина в процессе заседания комиссии указала на еще одно процессуальное нарушение подготовки документа со стороны ведомства: вместе со схемой размещения комитет по печати подготовил и проект постановления правительства Петербурга об утверждении этой схемы, однако полномочий на это у ведомства нет. «По сути дела, любая рекламная компания может оспорить документ в суде», - добавила депутат.

Если говорить о самом содержании документа, то согласно схеме размещения, количество рекламных конструкций в городе будет сокращено с 14,5 тысяч до 10,3 тысяч конструкций.

В опубликованной комитетом по печати схеме приведена таблица видов рекламных конструкций с описанием их допустимых параметров. Ранее эту же часть документа комитет по печати публиковал в проекте концепции развития наружной рекламы, однако содержание таблицы изменилось. Если ранее в документе были описаны допустимые ГОСТы материалов, из которых должны изготавливаться рекламные конструкции, в таблице, представленной в схеме размещения, ГОСТы отсутствуют, что можно понять так: все что не запрещено – разрешено.

По результатам заседания члены комиссии решили направить письмо губернатору, в котором выскажут свои опасения относительно подготовленной комитетом по печати схемой.

Кроме того, члены комиссии предложили создать рабочую группу для разработки законопроекта, устанавливающего нормы, правила и максимальные сроки заключения договоров на аренду рекламных площадей. На данный момент единственный законопроект, который регулирует сроки заключения договоров, был подготовлен Виталием Милоновым. 9 октября документ был одобрен законодателями во втором чтении.

Федеральное законодательство предусматривает возможность варьирования максимального срока заключения договора от 5 до 10 лет, обязав местные власти самостоятельно определить предельный срок. Милонов предложил установить максимальную планку - 10 лет. Претензии к этой инициативе высказали игроки рынка – по их мнению, законопроект лоббирует интересы крупнейших операторов наружной рекламы. Кроме того, документ не учитывает специфики различий между рекламными конструкциями. Таким образом, определение срока в каждом отдельном случае будет находиться в компетенции комитета по печати, что позволит Смольному получить рычаг влияния на бизнес.

Депутаты отмечают, что логичнее было бы разграничить максимальные сроки заключения договоров для рекламных конструкций разного масштаба, установив пятилетний срок договора для небольших конструкций, и десятилетний - для крупных, потому что щиты большего размера стоят дороже и, соответственно, имеют более длительный срок окупаемости.